1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 11·2016 1

УДК 539.3 DOI 10.18698/2308-6033-2016-11-1552

Моделирование напряженно-деформированного

состояния композиционных оболочек с дефектами

© Ю.В. Захарова, Л.Г. Лохматова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена актуальная задача моделирования напряженно-деформированного

состояния композиционных оболочек с дефектами. Данная тема является

перспективной, так как в настоящее время оболочки из композиционных

материалов часто выступают в качестве элементов различных силовых

конструкций, а появления дефектов практически невозможно избежать даже на

стадии изготовления. Предложена математическая модель деформирования

цилиндрических оболочек из композиционных материалов с дефектами, основанная

на гипотезе Тимошенко. Рассмотрены дефекты типа непроклея. С помощью

данной модели описан алгоритм решения задачи о напряженно-деформированном

состоянии цилиндрической оболочки с дефектами. Для численного решения

поставленной задачи использовался метод конечных элементов. Представленные

результаты численного моделирования позволили установить закономерности

влияния локальных несовершенств структуры на напряженно-деформированное

состояние цилиндрической оболочки из композиционных материалов с дефектами

типа непроклея.

Ключевые слова:

напряженно-деформированное состояние, цилиндрическая обо-

лочка, композиционные материалы, модель оболочек Тимошенко, непроклей.

Введение.

В современных силовых конструкциях находят широкое

применение волокнистые композиционные материалы, представ-

ляющие собой твердое полимерное связующее, армированное

высокопрочными и высокожесткими волокнами [1, 2]. Элементы

конструкций (стержни, пластины, оболочки) из подобных материалов

имеют требуемые механические свойства при высокой удельной

прочности и жесткости. Такие элементы конструкций применяются в

ракетно-космической технике, авиационной промышленности, автомо-

билестроении и в других отраслях [3–6]. Изучение различных свойств

конструкций, изготовленных из подобных материалов, является

перспективным направлением.

Кроме того, изготовленные из композиционных материалов

изделия существенно легче металлических аналогов, вследствие чего

в последнее время сформировалась тенденция увеличения габаритов

таких конструкций. Увеличение размеров изделия и его составных

элементов непосредственно связано с ростом вероятности появления

в них технологических дефектов [7–10], существенно влияющих на

прочностные свойства всего изделия.