Д.Г. Васильев, В.В. Бетанов
12
Инженерный журнал: наука и инновации
# 7
2016
моделирования шумов измерений, а также задержки навигаци-
онного сигнала;
накопления таблиц узловых значений;
моделирования и обработки измерений навигационных пара-
метров;
точности оценивания параметров движения КА;
уточнения параметров модели;
вывода результатов.
Планирование модельного эксперимента.
При планировании
преследуют две основные цели [2]:
1) сокращение общего объема испытаний модели при соблюдении
требований к достоверности и точности получаемых результатов;
2) повышение информативности каждого эксперимента в отдель-
ности.
Поиск плана эксперимента производится в так называемом фак-
торном пространстве, т. е. в множестве внешних и внутренних пара-
метров модели, значения которых нужно контролировать в ходе под-
готовки и проведения модельного эксперимента.
План эксперимента строится относительно совокупности выход-
ных параметров
Y
, которые называются наблюдаемыми переменны-
ми. При этом предполагается, что значения наблюдаемых пере-
менных, полученных в ходе эксперимента, складываются из двух
составляющих:
,
x e x
y φ
где
x
φ
— функция отклика (неслучайная функция факторов);
e x
— ошибка эксперимента (случайная величина);
x
— параметры
модели.
Очевидно, что
y
является случайной переменной, так как зависит
от случайной величины
.
e x
Дисперсия
D y
наблюдаемой пере-
менной, которая характеризует точность измерений, равна дисперсии
ошибки эксперимента:
.
D y D e
При таком рассмотрении можно выделить два основных варианта
постановки задачи планирования имитационного эксперимента:
1) из всех допустимых выбрать такой план, который позволил бы
получить наиболее достоверное значение функции отклика
x
φ
при
фиксированном числе опытов;
2) выбрать такой допустимый план, при котором статистическая
оценка функции отклика
x
φ
может быть получена с заданной точ-
ностью при минимальном объеме испытаний.