Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

И.А. Рожнов

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

ком такого подхода является то, что в один класс попадают неис-

правности с причинами и признаками разной физической природы и,

соответственно, разными наборами параметров, полностью описы-

вающих состояние системы.

Для более информативного анализа на практике необходимо

применять комбинированный метод, включающий оба подхода, в за-

висимости от сложившейся нештатной ситуации. При использовании

комбинированного метода оператор сталкивается с еще одной про-

блемой — выбором ограниченного состава классов состояний

{ }

рассм

j

S

, оцениваемых в первую очередь. Принципиально возмож-

ных нештатных состояний бортовых систем достаточно много. Из этого

следует, что теоретически можно обосновать вероятность образования

сотен классов. Однако для каждого класса необходимо проведение

большого объема работ. Решениями этой задачи могут послужить:

формирование конкретного набора параметров, описывающих класс;

определение оценочных функций параметров, характерных для каждого

класса; выработка рекомендаций по действиям группы управления в

случае нештатной ситуации и т. д. Все это накладывает жесткие огра-

ничения на состав классов состояний

{ }

рассм

j

S

.

В каждом конкретном случае задачу выбора определенного коли-

чества классов следует решать с учетом складывающихся обстоя-

тельств. Рассмотрим один из общих подходов к выбору количества

классов. Для сложившейся оценки заданной системы предлагается

включать в состав рассмотренных классов состояний

{ }

рассм

j

S

те не-

штатные ситуации, статистическая вероятность появления которых

была существенно больше, чем невключенных ситуаций.

При условии

{ } { } { }

a

b

S S S

Σ

=

,

a

b

P P

>>

, где

{ }

S

Σ

— общее

множество всех состояний рассматриваемой системы;

{ }

a

S

— мно-

жество рассмотренных классов состояний

{ }

{ }

рассм

j

a

S S

=

;

{ }

b

S

дополнение

{ }

a

S

относительно

{ }

S

Σ

, т. е. множество классов прин-

ципиально возможных состояний, но не вошедших в

{ }

a

S

;

a

P

— ве-

роятность того, что возникшее в ходе управления полетом состояние

{ }

тек

a

S

S

;

b

P

— вероятность того, что возникшее в ходе управле-

ния полетом состояние

{ }

тек

b

S

S

.

Анализ нештатных ситуаций бортовой системы на основе мо-

дифицированной матрицы состояний.

В процессе системного ана-

лиза нештатных ситуаций бортовой системы КА будем рассматри-

вать три варианта принятия решений: