Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016 1
УДК 621.398 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1482
Разработка модифицированного метода анализа
нештатных ситуаций для оперативного принятия
решений по управлению космическим аппаратом
© И.А. Рожнов
ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия
Изучен один из подходов к модификации алгоритма автоматизированного анализа
на основе матриц состояний. Для оценки состояния бортовых систем космического
аппарата (КА) предложено заранее формировать множество рассмотренных клас-
сов. Поскольку потенциальное количество нештатных ситуаций достаточно вели-
ко, выбраны параметры, по которым проводится ограничение количества классов.
В первую очередь исследуются системы с наибольшей вероятностью отказа, далее
предлагается ограничивать классы по действиям оперативной группы управления и
формировать оценочную функцию для отдельно взятого класса. Такая постановка
задачи позволяет повысить эффективность оперативного управления, а универ-
сальность данного алгоритма — провести анализ работы практически всех посто-
янно действующих бортовых систем и динамических процессов КА.
Ключевые слова:
космический аппарат, автоматизированное управление, теория
принятия решений, оперативное управление полетом, нештатная ситуация, ав-
томатизированный анализ данных.
Введение.
При управлении любой технической системой необхо-
димо контролировать перечень параметров, которые характеризуют
объект управления, состояние подсистем, качество выполнения под-
системами функций, предполагающее наличие обратной связи по
контролируемым параметрам.
При управлении космическим полетом постоянной оценке подвер-
гаются все виды параметров состояния космического аппарата (КА),
внешней полетной обстановки и компоненты автоматизированной
системы управления космическим полетом (АСУ КП). При этом ин-
тегральная оценка контролируемых параметров в каждый момент
времени должна гарантировать способность КА выполнить про-
грамму полета, обеспечить безопасность экипажа, прохождение
управляющих воздействий на борт и адекватную реакцию на них,
полноту объема получаемой информации с борта для оценки текуще-
го состояния [1].
Таким образом, контролю подлежат все основные процессы и
подсистемы КА и АСУ КП, участвующие в управлении, а также па-
раметры внешней среды, в которой проходит полет. При управлении
космическим полетом осуществляется оценка безопасности и состоя-