Разработка модифицированного метода анализа нештатных ситуаций…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016 3
вектор единичных параметров
{ }
i
P p
=
, которые получены с борта
КА, и вектор обобщенных параметров
{ }
j
C c
=
, которые вычисляют
по значениям параметров, поступивших с борта КА. В данном случае
имеем возможность отдельно формировать оценочную функцию па-
раметров для каждого класса как разновидность функции принад-
лежности параметра к классу состояния [5].
Далее для анализа ситуации и принятия решения получаем век-
тор текущего состояния бортовой системы, который сравниваем с
заранее составленными векторами. По результатам сравнительного
анализа, если имеется совпадение, делается вывод, что текущее со-
стояние системы соответствует тому состоянию, с которым совпал
полученный вектор. Во всех других случаях делается вывод о нерас-
четной нештатной ситуации на борту КА. Отметим некоторые важ-
ные аспекты данного подхода.
Теоретически при летно-конструкторских испытаниях КА в кон-
тролируемой бортовой системе может возникнуть любая расчетная
или нерасчетная нештатная ситуация. Таким образом, потенциальное
количество нештатных ситуаций достаточно велико. Для оценки со-
стояния системы на практике количество
апостериори определенных
классов состояний
{ }
рассм
j
S
, к одному из которых может относиться
текущее состояние
тек
S
, должно быть строго ограничено. Поэтому
рассм
j
S
→ ∞
следует свести в ограниченное число классов состояния
системы, из которых необходимо выбрать наиболее критичные, и
проводить оценку в первую очередь на основе выбранных состояний.
В классы сводят похожие состояния системы. Далее рассмотрим два
способа определения «похожих» состояний системы.
При использовании первого подхода предполагаем, что обобще-
ние состояний бортовой системы в классы заключается в близком
значении параметров, описывающих состояние исследуемой систе-
мы. Например, в один из классов могут входить нештатные ситуации,
связанные с повышением давления водорода в водородной магистра-
ли системы кислородообеспечения «Электрон-ВМ». Недостатком та-
кого подхода является то, что в один из классов могут попасть не-
штатные состояния системы не только разных видов, но и относящи-
еся к различным узлам и агрегатам системы. Таким образом, при
парировании нештатной ситуации группой управления будут приме-
няться различные методики и управляющие воздействия на систему.
При втором подходе нештатные ситуации обобщаются в классы
на основе близости расположения их причин в системе. Иными сло-
вами, в системе кислородообеспечения в один класс могут входить
неисправности, обобщенные признаком «отказ клапана». Недостат-