И.А. Рожнов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016
ния экипажа, а также работоспособности бортовых систем и распола-
гаемого ресурса, выполнение полетных операций научно-исследова-
тельской программы и плана полета в целом.
Бортовые системы космического аппарата, как и сам КА в целом,
являются сложной технической системой [2]. Оценка состояния КА
проводится на основании совокупности анализа параметров, получа-
емых с борта КА по телеметрическому тракту передачи информации,
докладам экипажа и командным квитанциям. Основным источником
информации для группы управления остаются данные, поступающие
в составе телеметрической информации. В настоящее время объем
телеметрической информации в современных космических аппаратах
составляет десятки тысяч параметров, по которым проводится дина-
мический контроль над состоянием КА. Каждый из получаемых па-
раметров характеризует состояние узла, блока, агрегата какой-либо
системы или подсистемы КА. Все поступающие параметры анализи-
руются специалистами подгруппы оперативного контроля группы
управления по определенным методикам, что приводит к увеличению
нагрузки при выполнении рутинных операций.
Для принятия оперативных решений по управлению КА специа-
листам необходимо проанализировать большой объем данных за
ограниченный промежуток времени и провести комплексную оценку
сложившейся ситуации. Это осложняется тем, что специалистам
необходимо установить достоверность поступающей с борта инфор-
мации, сравнить ее с некоторой эталонной моделью, определить, яв-
ляется ли возникшая нештатная ситуация расчетной или нерасчет-
ной, выяснить, каким временем располагают, и спрогнозировать, как
эта нештатная ситуация повлияет на выполнение программы полета,
и затем выдать рекомендации лицу, принимающему решение (ЛПР),
по дальнейшей работе [3].
Далее рассмотрим один из подходов, позволяющий облегчить
процесс принятия решения специалистами группы управления.
Модифицированный метод матрицы состояний на основе
оценочных функций.
Для оценки состояния бортовых систем КА
заранее формируется множество рассмотренных состояний, включа-
ющих в себя множество штатных состояний и множество нештатных
расчетных ситуаций [4]:
{ }
рассм штат
н/с-рассм рассм
.
j
S
S
S
S
=
=
Таким образом
рассм
j
S
— j-
й
класс заранее рассмотренных состоя-
ний бортовой системы, при
[
]
1, 2, ...,
j
k
=
. Для каждого
j-
го класса
рассм
j
S
заранее формируется вектор состояния, включающий в себя