Система смазки центральных редукторов главных передач
3
налов в картере, стаканах и крышках. В последнем случае для сбора
масла, забрасываемого и стекающего по стенкам картерных деталей,
предусмотрены специальные карманы и лотки.
При вращении ведомого зубчатого колеса происходит смачива-
ние его поверхностей, погружаемых в масляную ванну. При выходе
из масляной ванны ранее смоченные поверхности ведомого зубчато-
го колеса покрыты масляной пленкой, которая затем под действием
центробежных сил разбрызгивается внутри картера. При этом боль-
шая часть масла отбрасывается к внутренним стенкам картера глав-
ной передачи, расположенным преимущественно в плоскости враще-
ния ведомого зубчатого колеса. Однако образующейся взвеси частиц
масла в воздухе оказывается вполне достаточно для смазывания
находящихся в картере подшипников дифференциала.
Погружением смазывают прежде всего ведомое коническое коле-
со, как правило, имеющее бόльшие размеры по сравнению с веду-
щим. В двойных разнесенных главных передачах передаточное число
центрального редуктора невелико (
центр
1 2,5
u
≈ −
), поэтому в ряде
случаев венец ведущей шестерни также окунают в масляную ванну.
Смазывание подшипников ведущей шестерни происходит сле-
дующим образом. В передней части (стенке) картера главной пере-
дачи или в стакане подшипников ведущей шестерни выполняют
окно, в которое забрасывается масло с венца ведомого колеса
(рис. 1). Размеры окна и его расположение выбирают такими, что-
бы любая пара конических зубчатых колес, различающаяся пере-
даточными числами и соответственно размерами и расположением
ведомого колеса вдоль оси межколесного дифференциала, осу-
ществляла заброс масла в это окно. Затем масло по подводящему
каналу
1
поступает в пространство между двумя подшипниками
ведущей шестерни. Конические подшипники обладают насосным
действием — центробежные силы прокачивают масло от вершины
конуса к его основанию. Соответственно передний подшипник,
расположенный вблизи фланца карданной передачи, гонит масло к
уплотнению, а задний подшипник, установленный у венца веду-
щей шестерни, — в картер ведущего моста. Для организации цир-
куляции масла через подшипник и за счет этого уменьшения
нагрузки от давления масла на уплотнение, а также снижения ве-
роятности утечек масла через него, между уплотнительной манже-
той и наружным кольцом переднего подшипника выполняют окно,
через которое масло поступает в отводящий канал
2
и далее воз-
вращается в картер ведущего моста.
Особенностями подобной организации смазки подшипников ве-
дущей шестерни является следующее.