А.Н. Вержбицкий, М.Г. Лахтюхов
2
ных, изготовленных и собранных быстроходных передач мини-
мален.
Повышенный нагрев элементов главной передачи приводит к
снижению ее работоспособности из-за тепловых деформаций, нару-
шающих зацепление зубчатых колес и посадок деталей, изменяющих
зазоры в зацеплении и в подшипниках. Кроме того, повышение тем-
пературы сопровождается снижением вязкости масла и, как след-
ствие, уменьшением толщины масляной пленки и возникновением
полусухого трения, способствующего появлению заедания. Наконец,
при недостаточной смазке и охлаждении температура отдельных то-
чек на поверхности зубьев может превысить температуру отпуска,
что приводит к местному уменьшению твердости цементированного
слоя и резкому снижению контактной прочности зубьев.
В настоящее время на колесных машинах (КМ) с несколькими
ведущими мостами преимущественно распространены главные пере-
дачи с центральными одинарными коническими (гипоидными) и
двойными цилиндроконическими редукторами соответственно в не-
проходных и проходных мостах.
В одинарных центральных редукторах необходимо смазывать:
• зацепление пары конических (гипоидных) зубчатых колес;
• подшипники ведущей конической (гипоидной) шестерни;
• подшипники ведомого конического (гипоидного) колеса, уста-
новленного на корпусе межколесного дифференциала;
• межколесный дифференциал (зубчатые колеса и их подшип-
ники);
• детали механизма блокировки межколесного дифференциала.
В проходных центральных цилиндроконических редукторах,
кроме того, смазывают:
• зацепление пары цилиндрических зубчатых колес переходного
редуктора;
• подшипники ведущей цилиндрической шестерни переходного
редуктора;
• подшипники ведущего и выходного валов проходного цен-
трального редуктора;
• межосевой дифференциал (зубчатые колеса и их подшипники);
• детали механизма блокировки межосевого дифференциала.
Смазывание одинарных центральных редукторов.
В главных
передачах в основном применяют картерную систему смазки, при
которой одно или несколько зубчатых колес погружают в ванну с
жидкой смазкой. Остальные детали главных передач смазывают либо
взвесью частиц масла в воздухе, образующейся при разбрызгивании
и покрывающей поверхности всех деталей внутри картера, либо по-
током масла, циркулирующим по системе литых или сверленых ка-