Исследование динамического потенциала шины на поверхностях, покрытых слоем льда - page 1

Исследование динамического потенциала шины на поверхностях, покрытых слоем льда
1
УДК 629.3
Исследование динамического потенциала шины
на поверхностях, покрытых слоем льда
© А.А. Купреянов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья содержит не столь широко известные данные, взятые из литературных
источников, о потенциальной возможности увеличения трения шины на льду при
динамическом нагружении шины крутящим моментом. Проведены эксперимен-
тальные и аналитические исследования трения резины по льду и представлена
идентификация динамического потенциала шины на ледяной поверхности.
Ключевые слова:
трение эластомера, вязкоупругость, динамический потенциал
шины.
Введение.
Исследование взаимодействия шины с поверхностью,
покрытой слоем льда, представляет особый интерес, поскольку дви-
жение автомобиля по такой поверхности часто сопровождается мно-
гочисленными авариями. Наиболее опасные ситуации возникают на
дорогах поздней осенью и ранней весной, когда температура ночью
меньше нуля, а днем — больше нуля. Тонкий слой воды на поверх-
ности льда усугубляет ситуацию. Даже при попытке преодоления ав-
томобилем подъема с малой скоростью может произойти потеря по-
движности автомобиля, как следствие, возникают «пробки» и много-
численные аварии. Еще более опасная ситуация возникает, когда
автомобиль въезжает на эстакаду, двигаясь по криволинейной траек-
тории.
Одним из способов борьбы с подобными явлениями является ис-
пользование шипованных или нешипованных зимних шин. Эффектив-
ность тех или иных шин зависит от конкретных погодных условий.
По мнению многих исследователей и испытателей, зимние шины
с «отсосом» воды из зона контакта (например, фирмы Bridgstone)
оказываются более эффективными, чем шины с шипами. За рубежом
в ряде стран (США, Канада, Швеция, Финляндия, Норвегия) прида-
ется очень большое значение исследованию сцепляемости шин в
зимних условиях. Можно также назвать несколько крупных исследо-
вательских центров (Лаборатория США по проектированию и иссле-
дованию холодных регионов, Институт по исследованию снега Ми-
чиганского технологического университета и т. д.).
Созданы специальные установки для изучения трибологических
характеристик на поверхности, покрытой слоем льда: UG — для ка-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook