Исследование динамического потенциала шины на поверхностях, покрытых слоем льда
3
В настоящей работе показано, что подобные эффекты могут воз-
никать и на других поверхностях (в частности сухих, мокрых и за-
грязненных асфальтобетонных поверхностях), при динамическом
нагружении грунтов и т. д. [3–7]. В этом случае физическая модель
взаимодействия шины с поверхностью будет другой.
При взаимодействии шины со льдом существенное значение име-
ет длительность контакта до начала движения (эффект «примерза-
ния»). На установке УТУ-3 автором данной работы совместно с
Е.О. Румянцевым были проведены экспериментальные исследования
силы трения скольжения при взаимодействии эластомера (протек-
торной резины) с ледяной поверхностью. Предварительно воду зали-
вали в полость нижнего подвижного образца и замораживали в моро-
зильной камере.
На рис. 2 установка УТУ-3 показана в собранном виде для ис-
пытаний пары эластомер – лед. Испытания проходили в стационар-
ных и нестационарных условиях. В стационарных условиях измеря-
ли силу трения при изменении входных параметров (нормальной
нагрузки, температуры и частоты вращения диска) для ряда дис-
кретных значений нормальной нагрузки
i
N
(при номинальном дав-
лении
i
a
p
) и частоты вращения рабочего стола
i
n
. Кроме испыта-
ний в стационарных условиях проводили испытания с помощью
специального приспособления в нестационарных режимах при раз-
личном темпе нарастания крутящего момента, подводимого к ниж-
нему подвижному образцу установки УТУ-3.
Рис. 2.
Общий вид установки УТУ-3
На рис. 3 показаны образцы записи изменения силы трения
(и коэффициента трения) в контакте пары трения эластомер – лед