Л.Г. Ветров, А.Л. Сунчалина
12
фициента R-квадрат при построении соответствующей линейной мо-
дели. Ясно, что даже при выборках небольшого объема за одно семи-
нарское занятие невозможно обработать результаты подбора модели
линейной регрессии для шести моделей, в то время как на лаборатор-
ной работе для этого достаточно 30…45 мин, если студент умеет в
Excel заносить в ячейку заданную формулу, копировать содержимое
ячейки в заданный диапазон и использовать опцию «Регрессия» из
«Пакета анализа».
5. Элементы теории выборочных обследований.
В современ-
ном курсе прикладной статистики некоторая часть курса должна
быть посвящена методам выборочного обследования (если в про-
грамме не предполагается отдельного курса «Методы выборочного
обследования»). Выборочные обследования применяются к гене-
ральным совокупностям ограниченного объема, и зачастую гене-
ральная совокупность бывает существенно неоднородной. Эти осо-
бенности генеральных совокупностей требуют своих методов оценки
среднего. Для этой части курса имеет смысл провести лабораторную
работу, содержащую решение следующих задач:
а) сравнение оценок простого случайного отбора, пропорцио-
нального отбора и оптимального отбора (при этом исходные данные
могут быть как смоделированными с помощью генератора случайных
чисел, так и почерпнуты из литературы [10, 11];
б) анализ оценок по регрессии в случае наличия двух коррелиро-
ванных характеристик объектов, информация об одной из которых
известна полностью.
Может быть предложен еще рад задач для лабораторных работ,
все определяется временем, отводимым на изучение того или иного
раздела.
Заключение.
Число лабораторных работ, так же как и число ре-
шаемых на них задач, естественно, зависит от объема часов, выделя-
емых на изучаемую дисциплину, и от контингента обучаемых сту-
дентов. Но в любом случае изменение формы обучения студентов
курса математической (прикладной) статистики с использованием
вычислительной техники в процессе практических занятий должно
принести пользу. Естественно, для обработки статистических данных
существуют специальные пакеты программ (Statistica, Statgraphyics,
SPSS, SAS и др.), содержащие значительно более мощные средства
статистического анализа, но их использование в процессе обучения
требует выполнения лицензионных соглашений. Однако в наше вре-
мя статистическая информация обычно хранится в таблицах Excel и
поэтому естественно, по крайней мере, первичную статистическую
обработку данных проводить в этой среде. Опыт чтения курса при-
кладной статистики на факультете ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана вы-
явил еще одну особенность излагаемого подхода. Студенты эконо-
мических специальностей относятся к выполнению лабораторных
работ весьма ответственно, так как кроме новых знаний по приклад-