В.А. Марков, С.Н. Девянин, Л.Л. Михальский
4
Описанная электронная САР температуры со следящим электро-
приводом вентилятора характеризуется высокими динамическими
качествами, инвариантностью к возмущающим воздействиям и мо-
жет быть использована как в бензиновых, так и в дизельных двигате-
лях. При ее применении улучшаются технико-экономические показа-
тели двигателя, упрощается компоновка системы охлаждения в мо-
торном отсеке транспортного средства, повышается его ресурс.
Один из возможных вариантов практической реализации системы
жидкостного охлаждения дизельного двигателя показан на рис. 3 [6].
В этой системе входными координатами являются перемещение Δ
h
т
регулирующего органа
3
, изменяющего количество воды, которая
поступает во второй контур радиатора
4
, и изменение количества
теплоты
Q
дв
, отдаваемой двигателем охлаждающей воде, которое, в
свою очередь, зависит от скоростного и нагрузочного режима.
Рис. 3.
Схема системы жидкостного охлаждения дизельного двигателя:
1
— двигатель;
2
— трубопровод;
3
— орган регулирования расхода воды;
4
—
радиатор;
5
— сливной трубопровод;
6
— водяной насос;
7
— топливный насос;
8
— орган регулирования расхода топлива
Следует отметить, что функционирование рассматриваемой си-
стемы охлаждения целесообразно организовать в рамках комплекс-
ной САР угловой скорости вала дизельного двигателя и температуры
охлаждающей жидкости. При моделировании этой системы рассмот-
рен дизельный двигатель без наддува типа Д-240 (4Ч 11/12,5) произ-
водства Минского моторного завода. В соответствии с работой [7]
статические и динамические свойства дизельного двигателя как объ-
екта регулирования по частоте вращения описываются дифференци-
альным уравнением вида
д
д1
д 2 д
,
dT
k
k
dt
ϕ + ϕ = κ − α
(1)