ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.7.05
Реализация аэродинамического измерителя
углов атаки и скольжения
для беспилотного летательного аппарата
К.С. Жуков
1
1
НИИ ИСУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изложен способ определения углов атаки и скольжения по измерениям
давления набегающего потока на обтекателе летательного аппарата
(ЛА). Приведены результаты поиска приближенных решений для рас-
четных формул. Описаны конструкция аппаратной реализации изме-
рителя и результаты летных испытаний на экспериментальном ЛА.
E-mail:
Ключевые слова:
БЛА, цифровая обработка сигналов, измерение углов
атаки и скольжения.
В настоящее время в России, как и за рубежом, идет динамичное
развитие беспилотных летательных аппаратов (БЛА). При этом раз-
рабатываемые аппараты отличаются областью применения и разме-
рами. Также различны аэродинамические схемы аппаратов.
Лидер в этом направлении — добившиеся значительных успехов
США. Доступная из открытых источников информация о ходе разра-
боток и тенденциях развития позволяет сделать вывод о том, что
наиболее перспективным является создание ударных БЛА сложной
аэродинамической компоновки средней и тяжелой размерностей
(взлетная масса от 50 кг).
Под сложной аэродинамической компоновкой понимают различ-
ные реализации аэродинамической схемы «летающее крыло» (
англ
.
blended wing body, BWB): аппараты обладают малой заметностью и
высокой скоростью полета. Примерами таких разработок служат ап-
параты проекта X-47 (рис. 1).
Данная аэродинамическая компоновка отличается отсутствием
килей, что приводит к уменьшению заметности аппарата для радио-
локационных средств, и низкой эффективностью рулей направления,
которые выполняют в виде расщепляющихся элевонов или щитков.
Эта особенность является и главным недостатком такой компо-
новки с точки зрения управления полетом аппарата: благодаря килю
самолет «классической» схемы летит с углом скольжения, близким к
нулю, тем самым обеспечивая нормальное (расчетное) обтекание набе-
гающим потоком аэродинамических поверхностей аппарата. При со-
вершении маневров эффективность киля снижается, что компенсиру-
ется отклонением руля направления, установленного на киле.
В случае отсутствия киля естественная стабилизация угла сколь-
жения аппаратом не происходит, приводя к неконтролируемому из-