ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
3
а
б
Рис. 2. Внешний вид флюгерного (
а
) и аэродинамического (
б
)
датчиков углов атаки и скольжения
Наибольший интерес вызывают зондовые аэродинамические дат-
чики углов атаки и скольжения. Параметры набегающего потока в
этих приборах вычисляются по значению давлений, снимаемых в
определенных точках трубки приемника воздушного давления (зонда).
Системы, построенные на основе зондов, позволяют вычислять
все параметры набегающего потока и производные от их величины:
углы атаки и скольжения, скоростной напор, статическое давление,
барометрическую высоту и т. п.
Вследствие своего конструктивного исполнения такой датчик,
являясь, по сути, усовершенствованной версией приемника воздуш-
ного давления, может быть установлен практически в любое место
носовой части аппарата.
Более глубокое изучение разновидностей датчиков данного типа
вывело автора на серию публикаций NASA [1–4] и патент [5], каса-
ющихся построения системы измерения параметров воздушного по-
тока путем измерения давления воздуха в определенных точках
непосредственно на носовом обтекателе ЛА или передней кромке
крыла (семейство систем FADS — Flush Airdata Sensing). Эти си-
стемы разработаны и испытаны на самолете F-18, в дальнейшем их
успешно использовали в проектах X-33, X-34, X-38.
Проанализировав работы NASA, автор пришел к выводу, что из-
ложенный метод применим для построения датчика нуля угла сколь-
жения, причем в рамках решаемой задачи допустима оптимизация,
которая заключается в уменьшении числа точек измерения давления
до пяти и упрощении расчетных формул.
1,2 4,5,6,7,8,9