ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
6
Несмотря на то что такой подход дает математически строгое
решение, его реализация сопряжена с двумя трудностями: необходи-
мостью иметь избыточное число портов приемников давления, что
конструктивно сложно, и вычислитель, достаточный для выполнения
соответствующих расчетов в заданный квант времени.
Проанализировав проблему, были приняты следующие допущения:
– углы атаки и скольжения не превышают 20
°
;
– обтекатель сферической формы;
– число портов равно пяти, один расположен по оси аппарата,
четыре других равномерно распределены вокруг нее под углом
0
λ
(рис. 4);
– разрабатываемое устройство является, по сути, датчиком нуле-
вого значения угла скольжения.
Рис. 4. Расположение портов на обтекателе
Автору удалось найти упрощенное приближенное выражение для
расчета угла скольжения по показаниям только датчиков давлений
тройки портов, лежащих в горизонтальной плоскости:
1
3
0
4
3
1
1
arctg
tg cos .
2
2
p p
p p p
⎡
⎤
−
β =
λ α
⎢
⎥
− −
⎣
⎦
Для вычисления угла атаки использована тройка портов, распо-
ложенная в вертикальной плоскости:
0
2
0
4
2
0
1
arctg
tg .
2
2
p p
p p p
⎡
⎤
−
α =
λ
⎢
⎥
− −
⎣
⎦
Таким образом, стало возможным сформировать конструктивный
облик измерителя и разработать алгоритмы расчета требуемых величин.
На основе аналитически полученных результатов автором была
предпринята попытка создания действующего прибора для работы в
составе системы управления (СУ) экспериментального БЛА. Одна из
задач проектирования заключалась в интеграции в состав существу-
ющего бортового оборудования СУ, что во многом определило тех-
нический облик устройства.