ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
8
С системных позиций модель движения тягача может быть пред-
ставлена блоком с двумя или тремя входами и одним выходом (рис. 4).
Рис. 4. Представление модели криволинейного движения тягача
Отметим, что в выражении (3) все величины можно определить
инструментальными методами с помощью датчиков, установленных
на корпусе машины, за исключением функций углов бокового увода,
а также скорости движения тягача, которую можно определить косвен-
ным путем, зная моменты на ведущих колесах и частоту их вращения.
Для нахождения скорости тягача в зависимости от времени можно ис-
пользовать метод “усредненного” колеса [3], а при расчете применять
данные по шинам, полученные с помощью соответствующих расчетных
формул, а также данных, приведенных в технических характеристиках
тягача и его составных частей. Проблема с учетом увода может быть
решена путем исключения из рассмотрения скоростной составляющей
поворотливости тягача, имея в виду его перемещение с относительно
малыми скоростями (не более 5…10 км/ч) [4]:
а
1 исх
сопр
гр
гр1
1
1
1
у
у1
у
у1
у
у1
0 (
)
1 1
,
n
f
n
f
xn
x
n
n
n
n
n
v
M
P
P
R
R
L K K K K
K
K
δ
δ
θ
θ
θ
θ
≈ → − =
⎡
⎤
⎛
⎞ ⎛
⎞ ⎛
⎞
= −
+ −
+
+
−
⎢
⎥
⎜
⎟ ⎜
⎟ ⎜
⎟
⎜
⎟ ⎜
⎟ ⎜
⎟
⎢
⎥
⎝
⎠ ⎝
⎠ ⎝
⎠
⎣
⎦
(4)
где
1
(
)
−
n
δ
δ
— разность углов увода крайних осей тягача;
сопр
M
—
момент сопротивления повороту тягача;
L
— база тягача;
у
,
n
K
у1
K
—
коэффициент сопротивления боковому уводу соответственно кормо-
вой и носовой осей тягача;
,
xn
R
1
x
R
— продольная сила, действую-
щая соответственно на кормовую и носовую оси тягача; ,
n
θ
1
θ
— уг-
лы поворота плоскости качения соответственно кормового и
носового “усредненного” колеса относительно продольной оси тяга-
ча;
гр
,
f
n
P
гр1
f
P
— сила сопротивления движению соответственно
кормовой и носовой осей тягача.