Моделирование процесса виброударной обрубки точного литья…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 3
Недостаток апробированных моделей заключался в необходимо-
сти записи граничных и начальных условий для каждого ряда отли-
вок и решения большого числа дифференциальных уравнений дви-
жения. Расчет по этим моделям выглядел громоздким, а значит, не-
удобным для практического применения.
Постановка задачи.
Совершенствование процесса виброударно-
го отделения отливок предполагает исследование ударных процессов
в оснащенных стержнях в целях поиска оптимальных параметров как
самого блока, так и условий его нагружения. Под оптимальными сле-
дует понимать условия, при которых обеспечивается наилучшее от-
деление отливок при сохранении целостности центрального стержня.
Они определяются напряжениями, возникающими в стержне и в пи-
тателях, которые связывают отливки со стержнем. Поскольку гро-
моздкость предшествующего математического аппарата описания коле-
баний оснащенного стержня затрудняла анализ процессов, протекаю-
щих в блоке при ударе, нами была поставлена задача поиска
возможностей упрощения этой модели и ее математического описания.
Методы исследования.
Экспериментальные исследования [2]
показали, что при одиночном ударе бойком ударной машины по тор-
цу центрального стержня литейного блока затухание колебаний от-
ливок происходит через 6…8 мс. При частоте ударов 50 уд/с время
между ударами составляет 20 мс. Отсюда следует, что в модели
можно рассматривать процесс вибраций отливок при единичном уда-
ре, поскольку последующий удар будет происходить при тех же
начальных условиях, что и предыдущий.
Предложена модель [11], в которой множество сосредоточенных
масс, равномерно распределенных по длине стержня, как бы «разма-
зывается» по его длине, т. е. заменяется распределенной массой, а
связи этих масс со стержнем заменяются распределенными связями.
Такой подход использовался [12] для математического описания
виброударных процессов в цепной системе с присоединенными ос-
цилляторами ударного действия.
При составлении уравнений движения оснащенного стержня в нем
выделялся элементарный участок длиной
dx
с массой
mdx
(рис. 1,
б
),
где
m —
погонная масса самого стержня. Этот участок связан с со-
средоточенной массой величиной
m
0
dx
упругим элементом с жестко-
стью
cdx
, где
m
0
— величина сосредоточенных масс, приходящихся
на единицу длины стержня;
c
— жесткость всех упругих связей, рас-
положенных на единичной длине стержня. При этом на массу
m
0
dx
действуют только силы упругой связи и силы инерции, т. е. она не
связана с другими элементарными массами
m
0
dx
. В этом заключает-
ся одна из особенностей предлагаемой модели.
Если масса центрального стержня
m
1
, величина одной сосредото-
ченной массы
m
2
, а жесткость одной упругой связи сосредоточенной