Е.Р. Ашихмина, Т.Г. Агеева, П.В. Просунцов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
ния плотных слоев атмосферы его поверхность подвергается значи-
тельному аэродинамическому нагреву. Для защиты конструкции от
действия высокотемпературного газового потока применяются спе-
циальные теплозащитные покрытия (ТЗП). Следует отметить, что
к материалам ТЗП предъявляются противоречивые требования: малая
плотность, высокая теплоемкость, низкая теплопроводность, а также
способность выдерживать большой перепад температур при эксплуа-
тации и высокие динамические нагрузки [9–10].
Рис. 1.
МКА ТК «Одуванчик» (проект МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Цель работы — снижение массы конструкции крыла МКА ТК
при обеспечении допустимого уровня температуры его силовых эле-
ментов.
Объект исследования.
Одним из важных элементов конструк-
ции, в значительной мере определяющим облик и массу МКА ТК
в целом, является его крыло, состоящее из двух лонжеронов и тонких
композитных обшивок [11]. Исследования по оптимизации конструк-
ции крыла МКА ТК показали [12], что для достижения большей весо-
вой эффективности целесообразно деление крыла на отдельные сек-
ции. При этом показано [12], что наилучшим вариантом с точки зрения
массы является крыло с продольным разделением на шесть секций
(рис. 2).
В конструкции крыла МКА ТК планируется применить гибрид-
ные полимерные композиционные материалы (ГПКМ). Совместное
использование различных наполнителей в ГПКМ позволяет получать
материал с требуемыми жесткостью и прочностью при одновременно
умеренной стоимости [13]. По результатам исследований, проведен-
ных в работах [7, 12], в качестве наполнителей для изготовления об-