1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 12·2017 1

УДК 629.782 DOI 10.18698/2308-6033-2017-12-1712

Тепловое проектирование обшивки крыла

многоразового космического аппарата

туристического класса

© Е.Р. Ашихмина, Т.Г. Агеева, П.В. Просунцов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Создание конструкции крыла суборбитального многоразового космического аппа-

рата туристического класса является сложной научно-технической проблемой,

которая требует, в том числе решения задачи теплового проектирования. Для

этого необходимо иметь сведения о тепловых нагрузках, действующих на аппарат

во время полета, и данные о теплофизических характеристиках материалов кон-

струкции крыла. Внешние тепловые нагрузки, действующие на крыло и корпус ап-

парата во время его спуска в атмосфере, определены путем математического

моделирования процесса аэродинамического обтекания с использованием пакета

программ ANSYS CFX. Теплофизические характеристики материалов найдены на

основе моделирования теплопереноса в представительном элементе объема мате-

риала с использованием программных продуктов Digimat и ANSYS Workbench. Реше-

на задача прогрева конструкции крыла и определены наиболее теплонагруженные

участки крыла. Анализ полей температуры выявил необходимость в установке спе-

циального слоя тепловой защиты. В качестве теплозащитного покрытия выбран

сферопластик. В результате решения задачи теплового проектирования определены

оптимальные с точки зрения веса распределения толщин покрытия из сферопла-

стика по поверхности крыла.

Ключевые слова

: тепловое проектирование, моделирование аэродинамического

обтекания, тепловая защита, многоразовые космические аппараты, космический

туризм

Введение.

В последние годы наметилась новая тенденция разви-

тия космической деятельности — космический туризм [1–3]. Создание

средств для совершения туристических полетов (многоразовых косми-

ческих аппаратов туристического класса (МКА ТК)) является сложной

междисциплинарной проблемой, в которой технические вопросы свя-

заны с экономическими. Так, ключевые проблемы техники для косми-

ческого туризма заключаются в обеспечении ее высокой надежности

наряду с весовой и экономической эффективностью [4–6].

В МГТУ им. Н.Э. Баумана в течение ряда лет ведутся работы по

проектированию суборбитального крылатого МКА ТК [7]. По про-

ектному замыслу ракетоплан будет выполнен по самолетной схеме

с высокорасположенным треугольным крылом прямой стреловидно-

сти по передней кромке (рис. 1) [8].

Одной из проблем, возникающих при проектировании такого ап-

парата, является обеспечение его теплового режима во время эксплу-

атации. При возвращении МКА ТК на Землю в процессе прохожде-