А.Д. Бычков, В.М. Филин
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017
главным образом для торможения у Луны. Вторым пуском в паре
выводится МОБ-КВТК, предназначенный для разгона полезной
нагрузки и МОБ-ДМ от Земли. Интервал между первым и вторым
пуском в паре составляет не более трех суток. Выведенные объекты
стыкуются на околоземной орбите высотой 200 км. Далее выполня-
ется перелет на орбиту искусственного спутника Луны. ЛВПК после
выведения на ОИСЛ ожидает прилета ПТК с экипажем.
Доставка ПТК на ОИСЛ выполняется третьей парой пусков. ПТК
вместе с МОБ-ДМ выводится на орбиту искусственного спутника
Земли (ОИСЗ) первым запуском. Вторым запуском в этой паре выво-
дится МОБ-КВТК. Связка из ПТК и МОБ-ДМ стыкуется с МОБ-КВТК
на ОИСЗ и далее выполняется перелет к Луне.
На орбите искусственного спутника Луны ПТК стыкуется с
ЛВПК. Экипаж переходит в ЛВПК, который отстыковывается от
ПТК и садится на поверхность Луны вблизи точки посадки ЛГПК.
После посадки экипаж переходит в ЛГПК по поверхности Луны и
выполняет программу научных исследований, а после выполнения
намеченной программы возвращается в ЛВПК. На взлетном модуле
ЛВПК осуществляется доставка экипажа на ОИСЛ, происходит сты-
ковка с ПТК. Экипаж переходит в ПТК и возвращается на Землю.
На этапе технических предложений был выявлен ряд существен-
ных недостатков схемы с раздельной доставкой ПТК, ЛВПК и ЛГПК
к Луне:
1)
требуемая масса ПТК на ОИСЛ составляет 19…20 т, что не обес-
печивается энергетическими возможностями РН «Ангара-А5В» и СМТ;
2)
необходим дополнительный грузовой посадочный корабль
(ЛГПК). Это связано с ограничениями по массе ЛВПК, обусловлен-
ными грузоподъемностью РН «Ангара-А5В» (доставка всего необхо-
димого оборудования в составе ЛВПК невозможна, поскольку рас-
четная масса в этом случае превышает энергетические возможности
РН «Ангара-А5В» и СМТ);
3)
выполнение парных пусков РН «Ангара-А5В» с интервалом в
трое суток с одного стартового стола представляется практически не-
возможным [5];
4)
схема является весьма рискованной, поскольку потеря или пе-
ренос пуска любого элемента может привести к провалу миссии.
Эти и другие недостатки делают практически нереализуемой
шестипусковую схему с раздельной доставкой к Луне ПТК, ЛВПК и
ЛГПК.
В данной работе предлагается альтернативный путь осуществления
пилотируемых экспедиций на поверхность Луны со сборкой Лунного
экспедиционного комплекса (ЛЭК) на низкой околоземной орбите.
ЛЭК включает в себя ПТК, ЛВПК, кислородно-керосиновый
межорбитальный буксир и составной кислородно-водородный раз-