Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

А.Д. Бычков, В.М. Филин

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

ных для исследований. В ходе реализации программы Apollo была

осуществлена высадка человека на поверхность Луны.

Интерес ученых к Луне не ослабевает и сейчас. Планируются но-

вые исследовательские миссии с помощью автоматических аппаратов

и в ходе пилотируемых программ. Промышленное освоение Луны

практически невозможно без участия человека.

Цель данной работы — на основе анализа существующих схем

полета к Луне, а также тенденций и перспектив развития российских

средств выведения разработать путь осуществления пилотируемых

экспедиций на поверхность Луны, приемлемый с точки зрения вре-

менных и финансовых затрат

.

Возможные схемы полета к Луне и текущее состояние Лун-

ной пилотируемой программы.

Для исследования и освоения Луны

в нашей стране планируется создание перспективной пилотируемой

транспортной системы (ППТС) [1]. Она включает в себя пилотируе-

мый транспортный корабль (ПТК), лунный взлетно-посадочный ко-

рабль (ЛВПК) и средства их доставки к Луне. В некоторых случаях

рассматриваются схемы с дополнительным лунным грузовым поса-

дочным кораблем (ЛГПК). ПТК обеспечивает жизнедеятельность

экипажа при полете к Луне и его возвращение на Землю, ЛВПК —

доставку космонавтов с орбиты искусственного спутника Луны

(ОИСЛ) на ее поверхность, работу на поверхности и возвращение на

ОИСЛ для последующего перехода в ПТК.

Для доставки ПТК и ЛВПК к Луне необходимы ракеты-носители

(РН) и средства межорбитальной транспортировки (СМТ). Их облик

и размерность определяются задачами и схемой полета, по которой

функционирует транспортная система. Возможны следующие основ-

ные варианты схемы полета:

однопусковая

— с использованием одной РН сверхтяжелого клас-

са (РН СТК) для выведения ПТК, ЛВПК и СМТ. Эта схема использо-

валась в программах Apollo и Н1-Л3, позднее рассматривалась ее реа-

лизация с помощью РН СТК «Вулкан» [1];

«полуторапусковая» —

ПТК выводится на околоземную орбиту

РН среднего класса и стыкуется с ЛВПК и СМТ, выведенными сверх-

тяжелой ракетой. Использование такой схемы планировалось в про-

грамме Constellation и проекте межорбитального буксира с ядерным

ракетным двигателем [1, 2];

двухпусковая

— ПТК и ЛВПК выводятся разными пусками РН

СТК и доставляются к Луне раздельно [1, 3]. Сейчас эта схема рас-

сматривается в РКК «Энергия» как основная при создании ППТС;

многопусковые

— схемы без использования РН СТК [1, 3–5]. Рас-

сматриваются в различных проектах как альтернатива созданию РН

СТК начиная с 1962 г. (комплекс «7К-9К-11К»).