А.Д. Бычков, В.М. Филин
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017
ных для исследований. В ходе реализации программы Apollo была
осуществлена высадка человека на поверхность Луны.
Интерес ученых к Луне не ослабевает и сейчас. Планируются но-
вые исследовательские миссии с помощью автоматических аппаратов
и в ходе пилотируемых программ. Промышленное освоение Луны
практически невозможно без участия человека.
Цель данной работы — на основе анализа существующих схем
полета к Луне, а также тенденций и перспектив развития российских
средств выведения разработать путь осуществления пилотируемых
экспедиций на поверхность Луны, приемлемый с точки зрения вре-
менных и финансовых затрат
.
Возможные схемы полета к Луне и текущее состояние Лун-
ной пилотируемой программы.
Для исследования и освоения Луны
в нашей стране планируется создание перспективной пилотируемой
транспортной системы (ППТС) [1]. Она включает в себя пилотируе-
мый транспортный корабль (ПТК), лунный взлетно-посадочный ко-
рабль (ЛВПК) и средства их доставки к Луне. В некоторых случаях
рассматриваются схемы с дополнительным лунным грузовым поса-
дочным кораблем (ЛГПК). ПТК обеспечивает жизнедеятельность
экипажа при полете к Луне и его возвращение на Землю, ЛВПК —
доставку космонавтов с орбиты искусственного спутника Луны
(ОИСЛ) на ее поверхность, работу на поверхности и возвращение на
ОИСЛ для последующего перехода в ПТК.
Для доставки ПТК и ЛВПК к Луне необходимы ракеты-носители
(РН) и средства межорбитальной транспортировки (СМТ). Их облик
и размерность определяются задачами и схемой полета, по которой
функционирует транспортная система. Возможны следующие основ-
ные варианты схемы полета:
однопусковая
— с использованием одной РН сверхтяжелого клас-
са (РН СТК) для выведения ПТК, ЛВПК и СМТ. Эта схема использо-
валась в программах Apollo и Н1-Л3, позднее рассматривалась ее реа-
лизация с помощью РН СТК «Вулкан» [1];
«полуторапусковая» —
ПТК выводится на околоземную орбиту
РН среднего класса и стыкуется с ЛВПК и СМТ, выведенными сверх-
тяжелой ракетой. Использование такой схемы планировалось в про-
грамме Constellation и проекте межорбитального буксира с ядерным
ракетным двигателем [1, 2];
двухпусковая
— ПТК и ЛВПК выводятся разными пусками РН
СТК и доставляются к Луне раздельно [1, 3]. Сейчас эта схема рас-
сматривается в РКК «Энергия» как основная при создании ППТС;
многопусковые
— схемы без использования РН СТК [1, 3–5]. Рас-
сматриваются в различных проектах как альтернатива созданию РН
СТК начиная с 1962 г. (комплекс «7К-9К-11К»).