Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1676
Межорбитальная транспортная система с Лунным
экспедиционным комплексом, собираемым на низкой
околоземной орбите с использованием ракет-носителей
тяжелого класса
© А.Д. Бычков
1,2
, В.М. Филин
1
1
ПАО «РКК «Энергия», г. Королёв, Московская обл., 141070, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлен проектно-баллистический анализ межорбитальной транспортной си-
стемы с Лунным экспедиционным комплексом, собираемым на низкой околоземной
орбите. Лунный экспедиционный комплекс включает в себя пилотируемый транс-
портный корабль, лунный взлетно-посадочный корабль, кислородно-керосиновый
межорбитальный буксир и составной кислородно-водородный разгонный комплекс с
дополнительными кислородными баками. Рассмотрен способ длительного хранения
жидкого кислорода с использованием газовой криогенной машины. Поскольку длитель-
ное хранение жидкого водорода не требуется, его хранение организовано с помощью
пассивных средств. Предлагаемая схема полета может быть реализована пятью
беспилотными пусками ракет-носителей «Ангара-А5В» и одним пилотируемым пус-
ком «Ангара-А5П» либо «Союз-5». Интервал между пусками ракет-носителей со-
ставляет приблизительно один месяц. Перенос пуска или потеря любого элемента
экспедиционного комплекса при выведении не приводит к потере элементов, выведен-
ных ранее. Имеется возможность поэтапного перехода к ракетам-носителям сверх-
тяжелого класса.
Ключевые слова:
Луна, Лунная пилотируемая программа, Лунный экспедиционный
комплекс, пилотируемый транспортный корабль, перспективная пилотируемая
транспортная система, ракета-носитель «Ангара», ракета-носитель «Союз-5»
Введение.
Одной из важнейших стратегических целей россий-
ской пилотируемой космонавтики является исследование и освоение
Луны.
Находясь в доступном околоземном пространстве, этот спут-
ник Земли предоставляет уникальные возможности для проведения
научных исследований, а также позволяет обеспечить отработку тех-
нологий межпланетных пилотируемых полетов. Промышленное
освоение Луны открывает перед нами огромные возможности. Руково-
дящие документы по космической деятельности России («Основы госу-
дарственной политики Российской Федерации в области космической
деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу»,
«Стратегия российской пилотируемой космонавтики на период до
2035 года» и «Концепция российской пилотируемой космонавтики на
период до 2050 года») определяют эту цель в качестве основной.
За прошедшие полвека к Луне было направлено более 50 автома-
тических и пилотируемых аппаратов. Получен большой объем дан-