Межорбитальная транспортная система с Лунным экспедиционным комплексом…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 3
С 2009 г. в РКК «Энергия» ведутся проработки ППТС по двух-
пусковой схеме, поскольку эта схема полета позволяет со временем
перейти к использованию многоразового электроракетного буксира
вместо химических СМТ для доставки ЛВПК, что даст возможность
снизить стартовую массу или увеличить массу полезной нагрузки.
Во всех схемах полета одной из важнейших частей является ПТК.
По этому направлению в 2015 г. выпущен технический проект, осу-
ществляется создание макетов и экспериментальных установок. Первый
беспилотный полет на околоземную орбиту запланирован на 2021 г., на
2023 г. планируется осуществить пилотируемый полет на МКС как
этап околоземной отработки ПТК перед полетами к Луне.
Разработка сверхтяжелой ракеты
в рамках создания ППТС нача-
лась в 2014 г. В Федеральной космической программе (ФКП) на
2016–2025 гг. предусмотрено создание основных элементов и техно-
логий для РН СТК в рамках ОКР «Элементы СТК», однако сроки со-
здания самой РН и наземной инфраструктуры руководящими доку-
ментами не определены. Предполагается, что решение о начале работ
по РН СТК и наземной инфраструктуре будет принято в 2026 г.
Сроки создания РН СТК с учетом строительства наземной ин-
фраструктуры и проведения летных испытаний с сертификацией ра-
кеты для пилотируемых пусков оцениваются в 10–15 лет.
С целью поиска более быстрого и дешевого решения задачи пи-
лотируемого полета на Луну была проработана шестипусковая схема
полета с использованием РН тяжелого класса «Ангара-А5В»,
нахо-
дящейся в стадии разработки [4]. Схема предполагает раздельную
доставку к Луне трех кораблей: ПТК, ЛВПК и Лунного грузового по-
садочного корабля (ЛГПК).
Схема состоит из трех пар пусков.
Первой парой пусков выполняется доставка к Луне ЛГПК. Вна-
чале выводится связка из полезной нагрузки и кислородно-
керосинового межорбитального буксира на базе РБ ДМ (МОБ-ДМ),
предназначенного главным образом для торможения у Луны.
Вторым пуском в паре выводится кислородно-водородный
межорбитальный буксир на базе РБ КВТК (МОБ-КВТК), предназна-
ченный для разгона полезной нагрузки и МОБ-ДМ от Земли. Интер-
вал между первым и вторым пуском в паре составляет не более трех
суток. Выведенные объекты стыкуются на околоземной орбите высо-
той 200 км. Далее выполняется перелет на орбиту искусственного
спутника Луны. ЛГПК выводится на ОИСЛ и после необходимых
проверок ее двигательная установка выдает тормозные импульсы,
которые обеспечивают посадку ЛГПК на поверхность Луны.
Второй парой пусков к Луне доставляется ЛВПК. Вначале вы-
водится связка из полезной нагрузки и МОБ-ДМ, предназначенного