Математическая модель разлета осколков метеорного тела после разрушения
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 3
В постановке, используемой в настоящей работе, исключено
вращение тел под воздействием аэродинамического момента.
В соответствии с данными уравнениями проводится расчет со-
стояния системы (координат и скорости тел) через некоторый малый
интервал времени. Аэродинамические коэффициенты при этом опре-
деляются по решению аэродинамической задачи, а значения баллис-
тических параметров — по текущим значениям для каждого из тел.
На следующем шаге тела перемещаются на сетке решения задачи
обтекания [8] — каждое тело на расстояние, соответствующее отно-
сительному смещению тел в системе (т. е. за исключением смещения
всей системы в среднем). Шаг интегрирования по времени выбирает-
ся из условия так, чтобы максимальное смещение тел на сетке для
расчета обтекания составляло не более задаваемого значения. Такое
условие необходимо для обеспечения хорошего начального прибли-
жения для решения задачи с помощью метода установления и, соот-
ветственно, быстрого установления течения. Кроме того, все газоди-
намические расчеты проводятся при фиксированном числе Маха.
В случае изменения скорости набегающего потока на каждом шаге
интегрирования применение метода установления требовало бы зна-
чительных вычислений и, как следствие, временн
û
х затрат.
В общем случае скорости разных тел в системе имеют различные
значения. Предполагается, что первоначально тела двигаются почти
с одинаковой скоростью или есть направление, в котором вся система
тел имеет преобладающее движение с некоторой средней скоростью.
Скорость каждого отдельного элемента может иметь некоторое отно-
сительно небольшое отклонение от среднего значения. Именно при
среднем значении скорости осуществляется аэродинамический рас-
чет. Если какое-то тело имеет значительно отличающуюся скорость,
то оно будет заведомо быстро удаляться от системы, и тогда его дви-
жение можно рассматривать независимо от остальных тел системы.
При экспериментальном исследовании эффектов интерференции
в рамках испытаний в аэродинамической трубе также фиксируется
полетное число Маха всей системы и рассматривается только влия-
ние относительного положения тел в системе, но не относительное
движение тел в системе.
Теория разлета двух одинаковых тел. Тестирование алгорит-
ма.
Алгоритм основан на предположении о малой зависимости аэро-
динамических характеристик от числа Маха при больших сверхзвуко-
вых скоростях. Для проверки и подтверждения этого предположения
были проведены тестовые расчеты обтекания двух одинаковых цилин-
дров, которые расположены на прямой, перпендикулярной вектору
скорости при трех значениях числа Маха
3, 6 и 12,
в зависимости от
расстояния между ними. Если в качестве характерного размера взять