Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

В.Т. Лукашенко, Ф.А. Максимов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

мы тел приведены в работах [1–3], примеры расчетных исследований

применительно к метеорной тематике — в работах [4–6]. На основе

полученных аэродинамических свойств можно рассчитать траектории.

Если рассматривается система из более чем двух тел, то количе-

ство возможных конфигураций системы, необходимых для анализа и

проведения аэродинамического расчета, многократно возрастает, что

практически исключает разбиение задачи на аэродинамическую

и баллистическую. Поэтому предпочтительнее в таком случае реше-

ние сопряженной задачи, когда аэродинамическая и баллистическая

задачи решаются параллельно.

Исходя из текущей конфигурации рассматривается задача об об-

текании системы тел и определяются аэродинамические свойства

каждого элемента. Затем изменяются их координаты и скорости в со-

ответствии с имеющимися скоростями и действующими на них си-

лами. Пример исследования динамики двух тел с помощью решения

сопряженной задачи приведен в работе [7].

С точки зрения сложности решения задачи и громоздких вычис-

лений основная проблема заключается в решении задачи об обтека-

нии системы тел с учетом взаимной интерференции. В работе [8]

предложен метод моделирования, который позволяет рассматривать

обтекание системы тел в достаточно произвольной конфигурации.

Цель настоящей работы — разработать и провести адаптацию метода

для решения сопряженной задачи.

Алгоритм решения сопряженной задачи.

При заданном распо-

ложении тел решается задача обтекания системы тел методом, изло-

женным в работе [8]. В соответствии с этим методом систему тел об-

текает равномерный поток с постоянной скоростью. Аналогично

исследуются аэродинамические свойства тел при испытаниях в аэро-

динамических трубах. При этом учитывается относительное положе-

ние разных тел, но не учитываются различия в скорости. Решив задачу

обтекания методом установления, можно рассчитать аэродинамиче-

ские силы, действующие на каждое из тел, по найденному распределе-

нию давления.

На следующем шаге решается баллистическая задача. Движение

каждого тела описывает система уравнений

,

dx u

dt

=

2

,

2

x

du

V

m c

S

dt

= − ρ

,

dy v

dt

=

2

,

2

y

dv

V

m c

S

dt

= ρ

где

x

,

y

— координаты тела;

u

,

v

— проекции скорости соответственно

на направления осей координат

x

и

y

;

t

— время;

m

— масса тела; ,

x

c

y

c

— коэффициенты аэродинамического сопротивления и подъемной

силы; ρ — плотность воздуха (среды), в которой движется система тел;

2 2

V u v

= +

— модуль скорости;

S

— характерная площадь.