Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 519.6+523.68 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1669
Математическая модель разлета осколков
метеорного тела после разрушения
© В.Т. Лукашенко
1, 2, 3
, Ф.А. Максимов
1, 2
1
ИАП РАН, Москва, 123056, Россия
2
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119992, Россия
3
ВЦ им. А.А. Дородницына РАН ФИЦ ИУ РАН, Москва, 119333, Россия
Для расчета обтекания системы осколков метеорного тела разработан метод мо-
делирования на системе сеток, который позволяет рассматривать тела различных
форм, размеров и масс, а также допускает достаточно произвольное относитель-
ное положение тел в потоке. Это дает возможность реализовать алгоритм со-
пряжения аэродинамического и баллистического расчетов. Алгоритм протестиро-
ван на примере задачи о разлете двух идентичных круговых цилиндров, которые
расположены на прямой, перпендикулярной набегающему потоку. Полученные зна-
чения скоростей разлета тел хорошо согласуются с теоретическими оценками.
Даны рекомендации применения метода для расчета и описания разлета двух круго-
вых цилиндров разного размера. Рассмотрена задача о разлете двух тел, имеющих
форму половинок цилиндра. Показано, что вследствие явления гистерезиса тела
должны совершать периодические колебания расходящегося характера.
Ключевые слова:
моделирование, динамика, метеорное тело, разрушение, осколки,
сверхзвук, полет
Введение.
При входе в атмосферу метеорное тело под воздей-
ствием увеличивающегося скоростного напора и теплового нагрева
разрушается. В результате разрушения может образовываться доста-
точно сложная система из многих тел (осколков). Аэродинамические
свойства каждого тела в такой системе не будут соответствовать
аэродинамическим свойствам тела, подобного по геометрии, но обте-
каемого изолированно. Необходимо учитывать взаимное влияние тел,
которое может быть значительным. Задача определения аэродинами-
ческих свойств системы таких тел (каждого и в среднем всех) являет-
ся достаточно сложной.
При исследовании движения системы из двух тел вначале следу-
ет решить задачу определения аэродинамических характеристик тел
в достаточно широком диапазоне возможных относительных поло-
жений, а затем задачу динамики фактически с учетом взаимного вли-
яния. При этом для системы из двух тел выбор их возможных отно-
сительных положений достаточно хорошо оценивается. Однако
оценку аэродинамических свойств можно осуществить только с по-
мощью экспериментальных исследований в аэродинамических тру-
бах или используя методы вычислительной аэродинамики. Примеры
экспериментальных исследований аэродинамических свойств систе-