Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2017 1
УДК 629.33 DOI 10.18698/2308-6033-2017-8-1642
Виртуальный стенд для определения нагрузок
на рулевое управление автомобиля
© Д.С. Вдовин, И.В. Чичекин, Т.Д. Поздняков
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Для определения максимальных нагрузок, действующих в рулевом управлении ав-
томобиля, на ранних стадиях проектирования использовано компьютерное моде-
лирование, основанное на решении уравнений динамики твердых тел и реализован-
ное в программном комплексе Siemens NX Motion. Подробно рассмотрены компо-
ненты разработанного виртуального стенда, включающего шарниры, тяги,
рулевой механизм, колесно-ступичный узел с колесом и нагружающей площадкой,
а также элементы передней независимой подвески. Стенд позволяет моделиро-
вать совместное поведение рулевого управления и передней независимой подвески
колесной машины. Управление стендом осуществляется с помощью математиче-
ской модели, созданной в среде MATLAB Simulink и связанной с твердотельной
моделью рулевого управления и подвески программными стандартными средства-
ми NX Motion. В управляющей модели реализуются наиболее тяжелые режимы
нагружения рулевого управления. Применение такого стенда позволяет оценить
поведение рулевого управления совместно с независимой подвеской, повысить
точность расчета нагрузок по сравнению с плоским кинематическим и силовым
расчетом рулевого управления, определить нагрузки для всех основных компонен-
тов рулевого управления, а также проводить многочисленные параметрические
исследования рулевого управления и независимой подвески без привлечения дорого-
стоящих натурных прототипов.
Ключевые слова:
динамика твердых тел, расчет нагрузок, виртуальный стенд,
рулевое управление автомобиля
Введение.
В настоящее время оценку проектируемой конструкции ав-
томобиля, и в частности рулевого управления, на ранних этапах разработки
проводят с использованием компьютерного моделирования и расчетов. С
помощью современных вычислительных комплексов возможна не только
простая реализация известных классических методик расчета рулевого
управления [1–3], но и создание комплексных моделей систем, агрегатов и
автомобиля в целом [4]. Применение сложных математических моделей на
основе решения уравнения динамики твердых тел позволяет в расчете
учесть взаимовлияние агрегатов и систем, что в классических расчетных
схемах затруднено. Например, известно, что проектирование кинематики и
расчет сил в механизмах рулевого управления, работающего на оси автомо-
биля с независимой подвеской, необходимо проводить с учетом кинемати-
ки независимой подвески [1, 3]. Нагрузки, возникающие в рулевом управ-
лении, зависят от положения (хода) подвески, а на ход подвески, в свою
очередь, влияют кинематика и силы, возникающие в рулевом управлении.
При расчете нагрузок в деталях рулевого управления и подвески для
всех возможных положений управляемых колес необходимо разработать