Е.А. Андреев, А.В. Новиков, О.Е. Шацкий
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2017
проведение предварительных огневых испытаний опытных об-
разцов камеры РДМТ при изменении коэффициента избытка окисли-
теля в широком диапазоне для определения условий надежного вос-
пламенения смеси при различных параметрах узлов воспламенения,
агрегатов и свечей зажигания;
разработка общих принципов создания ЭСЗ для натурных ка-
мер РДМТ на газообразных компонентах топлива.
Электрическое зажигание предназначено для воспламенения топ-
ливной смеси в камерах сгорания двигателей различного назначения.
По принципу действия электрические системы зажигания под-
разделяют на индуктивные, емкостные, калильные и комбинирован-
ные. В индуктивных и емкостных системах энергия от источника пи-
тания используется для создания на свечах зажигания индуктивного
и емкостного разряда. В системах калильного зажигания энергия ис-
точника питания передается нагревательному элементу калильной
свечи зажигания [3].
Основными элементами пусковых систем зажигания, применяе-
мых как в ракетных, так и в авиационных двигателях, являются агре-
гаты зажигания (СК, СКН, СКНР, ТКНА, ТКНС, ТКНТ, КН, КНИС,
КМД и др.), пусковые (индукционные) катушки (КР-12СИ, КПМ-1А,
КПН-4, КП-21, КП-21Б, КП-21М1 и др.), высоковольтные свечи за-
жигания (СД, СП, СПН, СПП, СЭ) и аппаратура управления с соеди-
нительными проводами.
Агрегаты зажигания и индукционные катушки из указанного ря-
да различаются прежде всего уровнем накопленной энергии, который
зависит от совершенства электрической схемы АЗ, имеющихся ис-
точников питания и условий работы свечи зажигания (нормальные,
тяжелые, сверхтяжелые), а также от мощности двигателя.
Для маломощных авиационных двигателей и ЖРД применяемые
АЗ имеют следующие особенности:
питание постоянным напряжением;
колебательный разряд;
низкое (менее 10 кВ) выходное напряжение;
уровень накопленной энергии 0,04…4,30 Дж.
Каждый выпускаемый АЗ работает с определенным типом элек-
трической свечи зажигания.
На момент проведения исследования практически отсутствовали
данные как о диапазоне воспламеняемости используемых в разрабаты-
ваемых камерах РДМТ газообразных компонентов топлива О
2
+ СН
4
в зависимости от режимных параметров, так и о необходимом для их
воспламенения уровне накопленной энергии АЗ. Поэтому огневые ис-
пытания камер РДМТ были проведены для двух вариантов ЭСЗ, вклю-
чающих АЗ с различным уровнем накопленной энергии.