Previous Page  2 / 25 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 25 Next Page
Page Background

Е.А. Андреев, А.В. Новиков, О.Е. Шацкий

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017

ный опыт применения электрических систем зажигания (ЭСЗ)

в ЖРД, работающих на несамовоспламеняющихся компонентах топ-

лива, и доказанное преимущество таких систем перед другими вариан-

тами запуска (пиротехническими, химическими, газодинамическими

и др.), в настоящем исследовании были выбраны ЭСЗ различной мощ-

ности.

Основные характеристики и требования к ЭСЗ.

В России ЭСЗ

были впервые применены на объединенной двигательной установке

17Д11 орбитального корабля «Буран» и в двигателе 11Д122 ракеты-

носителя «Энергия». При этом горючими компонентами топлива яв-

лялись соответственно керосин РГ-1 и жидкий водород, а окислите-

лями — газообразный и жидкий кислород.

За рубежом ЭСЗ впервые были применены в США на кислород-

но-водородном ЖРД RL-10А фирмы Pratt-Whitney на ракете «Атлас-

Центавр» и в связке из шести двигателей на ракете «Сатурн-1».

При проектировании ЭСЗ руководствуются следующим.

1. Каждая ЭСЗ создается для конкретного двигателя.

2. В техническом задании (ТЗ) на ЭСЗ должны быть определены:

компоненты топлива;

уровни давления и температур, скорость потока в области све-

чи зажигания;

уровень турбулентности потока;

ресурс по времени и количеству включений;

внешние условия среды (невесомость, температура, давление,

влажность и пр.);

уровень виброударных, механических, акустических, транс-

портировочных нагрузок.

Требования к самой ЭСЗ вторичны. Она должна обеспечивать

надежный запуск двигателя и соответствие техническим требованиям

и условиям работы системы.

Тип ЭСЗ (искровая, поверхностного разряда, плазменная, плазмо-

химическая, лазерная и др.) определяют на этапе эскизного проекти-

рования исходя из имеющегося опыта разработок, научно-технической

базы и множества других факторов.

Основными характеристиками ЭСЗ являются массогабаритные

и энергетические (потребляемая, выделяемая на свече зажигания и

накопленная в агрегате зажигания (АЗ) энергия, вид и частота разряда).

Накопленная в АЗ энергия варьирует в достаточно широких пре-

делах: 0,04…23,50 Дж. Ее значение зависит от многих факторов,

в том числе от мощности двигателя.

Для ЖРД, в которых опыт использования ЭСЗ невелик, а номен-

клатура АЗ исчисляется единицами, оптимальные энергетические ха-

рактеристики ЭСЗ могут быть достигнуты только в процессе экспе-

риментальной доводки двигателя совместно с АЗ.