Previous Page  3 / 25 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 25 Next Page
Page Background

Расчетное и экспериментальное исследование надежности запуска и выхода на режим…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017 3

Для авиационной и ракетно-космической техники традиционно

применяют всевозможные организационные и производственно-техно-

логические мероприятия, направленные на снижение массогабаритных

характеристик.

Свечи зажигания — неотъемлемая часть АЗ. От качества изго-

товления и надежности их работы в составе ЭСЗ и ЖРД зависит

и необходимое количество запусков двигателя. Основными требова-

ниями к свече являются ее термостойкость и соответствующий ре-

сурс работы. Тип свечи также выбирают на стадии эскизного проек-

тирования.

В последнее время появились сведения о разработках плазмен-

ных, плазменно-струйных и лазерных систем зажигания. Однако они

находятся пока в стадии НИР и экспериментальных исследований,

поэтому говорить об их использовании в ЖРД преждевременно.

Необходимо проводить исследования, направленные на опреде-

ление условий надежного воспламенения газообразных компонентов

топлива кислород + метан для различных конструкций узлов воспла-

менения при варьировании мощности АЗ.

Кафедра «Ракетные двигатели» МГТУ им. Н.Э. Баумана тради-

ционно занимается разработкой РДМТ на экологически чистых ком-

понентах [1–9]. Безусловный интерес представляют также результаты

исследований других организаций [10–11]. В ходе теоретических

и экспериментальных исследований была получена оптимальная схе-

ма организации рабочего процесса в камере РДМТ на газообразных

компонентах кислород + метан с электроискровой системой зажига-

ния. При этом критерием оптимизации служил коэффициент расход-

ного комплекса камеры, т. е. максимальное преобразование химиче-

ской энергии топлива в тепловую энергию продуктов сгорания. По-

лученная расчетным путем оптимальная конфигурация камеры

сгорания РДМТ с зональной подачей компонентов обеспечивает за-

явленные характеристики во всем диапазоне значений исследуемых

параметров, что позволяет рекомендовать эту схему как базовую при

тяге в пустоте 20…200 Н.

Однако в ряде огневых стендовых испытаний наблюдался неза-

пуск камеры сгорания РДМТ, что определило одно из направлений

дальнейших исследований — обеспечение ее надежного запуска.

Для достижения указанной цели на первом этапе исследований

решены следующие научно-технические задачи:

выбор типов агрегатов и свечей зажигания для использования

в разработанных камерах РДМТ;

проектирование и изготовление опытного образца камеры РДМТ,

работающего на газообразных компонентах топлива кислород + метан,

со сменными узлами воспламенения;