О.Я. Черемных
16
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
фитинговая платформа, плюс масса брутто контейнера-цистерны)
должны составлять не более 42…44 т;
допустимая масса брутто 40- и 45-футового
*
контейнера-цистерны
не должна превышать 36 т; при максимальном допускаемом габарите
45-футового контейнера-цистерны (объем емкости — 54 м
3
) перево-
зимая масса водорода составит 3,5 т, что вдвое меньше, чем цистерной
ЖВЦ-100М2;
отечественные железнодорожные погрузочно-разгрузочные тер-
миналы, как правило, оборудованы кранами, позволяющими обслу-
живать 20-футовые, в исключительных случаях 40-футовые контей-
неры-цистерны;
транспортировка жидкого водорода связана с явлением темпера-
турного расслоения водорода в емкости, когда в стационарном
состоянии цистерны темп роста в «подушке» емкости значительно
превышает рост давления при движении цистерны, поэтому при
эксплуатации водородных контейнеров-цистерн следует избегать
длительных стационарных стоянок контейнера.
В настоящее время рассматривается вопрос создания 40-футового
контейнера-цистерны объемом 40 м
3
и перевозимой массой водорода
2,5 т и 45-футового контейнера-цистерны объемом 54 м
3
и массой
продукта 3,5 т. Это позволит решить вопросы доставки жидкого во-
дорода на испытательные стенды как для отработки ЖРД, так и раз-
гонных блоков ракет-носителей.
Заключение.
Разработаны конструкционные и теплоизоляцион-
ные материалы, работоспособные при температуре жидкого водоро-
да, и найдены конструкторские решения, обеспечивающие надежную
работу транспортных конструкций при низких температурах и высо-
ких динамических нагрузках в процессе эксплуатации.
В результате проведенных исследований различных типов тепло-
изоляции емкостей транспортных изделий (слоисто-вакуумной, порош-
ково-вакуумная, слоисто-порошково-вакуумная) на натурных образцах
цистерн типа ЖВЦ-100М на заводе — изготовителе жидкого водорода
удалось добиться снижения испаряемости жидкого водорода в транс-
портной цистерне в 1,5…2,0 раза.
Исследования в области обогащения примесями в жидком водо-
роде в процессе его транспортировки решили проблему сохранения
качества жидкого водорода при его доставке на испытательные ком-
плексы ЖРД.
Впервые исследованы процессы возникновения аварийных ситу-
аций: вследствие разгерметизации теплоизоляционного пространства
емкости железнодорожной транспортной цистерны для перевозки
жидкого водорода. Рекомендованы конструктивные решения (введение
______________
*
По системе СИ: 1 фут = 30,48 см.