Н.С. Маластовский, Ф.Б. Барченко, Л.В. Грехов, А.С. Кулешов, А.А. Денисов, Е.Е. Старков
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017
ется актуальной задачей, представляющей научную и практическую
ценность.
Объект исследования.
Выполнено расчетное исследование ра-
бочего процесса перспективного российского судового двигателя ти-
па ЧН 15/17,5. Параметры исследуемого двигателя приведены ниже:
Ход поршня
S
, мм …………………………………………............... 175
Диаметр цилиндра
D
, мм …………………………………………... 150
Степень сжатия
ε
…………………………………………................ 14
Номинальная частота вращения
n
, мин
–1
………….......................... 2 100
Цилиндровая мощность
ц
,
N
кВт
………………………………………
120
Среднее эффективное давление
p
е
, МПа ………………………….. 2,22
Максимально допустимое давление в цилиндре
p
z
, МПа ……….
22
Максимальное давление впрыскивания
p
впр
, МПа ……………….. 200
Была поставлена следующая задача: сформировать стратегию
управления характеристикой впрыскивания для обеспечения задан-
ных экологических требований применительно к судовому варианту
исполнения двигателя. В качестве инструмента моделирования вы-
бран современный программный комплекс «ДИЗЕЛЬ-РК» [10, 14],
основанный на термодинамической модели рабочего процесса. Ком-
плекс прошел проверку в многочисленных исследованиях, проведен-
ных для разных типов двигателей [10, 11]. Для процесса сгорания
в программном комплексе «ДИЗЕЛЬ-РК» используется модифициро-
ванная модель Н.Ф. Разлейцева [14], учитывающая взаимодействие
топливной струи со стенками камеры сгорания. При этом образова-
ние оксидов азота определяется в соответствии с детальным кинети-
ческим механизмом для 33 компонентов по 199 реакциям [15].
В отличие от широко применяемых технологий вычислительной
гидродинамики феноменологический подход позволяет в необходи-
мой степени формализовать процесс оптимального поиска при зна-
чительном снижении временных затрат. В сравнении с эксперимен-
тальными исследованиями такой подход имеет б
î
льшую свободу
в выборе независимых параметров оптимизации.
В ходе расчетов использовали следующие данные об исследуемом
двигателе, необходимые для математической модели «ДИЗЕЛЬ-РК»:
геометрические параметры камеры сгорания, газовоздушных
патрубков и распылителя форсунки;
характеристики материалов деталей, образующих камеру сго-
рания, для обеспечения теплового баланса двигателя;
диаграммы «время — сечение» клапанов;
массивы других конструктивных и режимных параметров дви-
гателя.