Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Н.С. Маластовский, Ф.Б. Барченко, Л.В. Грехов, А.С. Кулешов, А.А. Денисов, Е.Е. Старков

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3·2017

ется актуальной задачей, представляющей научную и практическую

ценность.

Объект исследования.

Выполнено расчетное исследование ра-

бочего процесса перспективного российского судового двигателя ти-

па ЧН 15/17,5. Параметры исследуемого двигателя приведены ниже:

Ход поршня

S

, мм …………………………………………............... 175

Диаметр цилиндра

D

, мм …………………………………………... 150

Степень сжатия

ε

…………………………………………................ 14

Номинальная частота вращения

n

, мин

–1

………….......................... 2 100

Цилиндровая мощность

ц

,

N

кВт

………………………………………

120

Среднее эффективное давление

p

е

, МПа ………………………….. 2,22

Максимально допустимое давление в цилиндре

p

z

, МПа ……….

22

Максимальное давление впрыскивания

p

впр

, МПа ……………….. 200

Была поставлена следующая задача: сформировать стратегию

управления характеристикой впрыскивания для обеспечения задан-

ных экологических требований применительно к судовому варианту

исполнения двигателя. В качестве инструмента моделирования вы-

бран современный программный комплекс «ДИЗЕЛЬ-РК» [10, 14],

основанный на термодинамической модели рабочего процесса. Ком-

плекс прошел проверку в многочисленных исследованиях, проведен-

ных для разных типов двигателей [10, 11]. Для процесса сгорания

в программном комплексе «ДИЗЕЛЬ-РК» используется модифициро-

ванная модель Н.Ф. Разлейцева [14], учитывающая взаимодействие

топливной струи со стенками камеры сгорания. При этом образова-

ние оксидов азота определяется в соответствии с детальным кинети-

ческим механизмом для 33 компонентов по 199 реакциям [15].

В отличие от широко применяемых технологий вычислительной

гидродинамики феноменологический подход позволяет в необходи-

мой степени формализовать процесс оптимального поиска при зна-

чительном снижении временных затрат. В сравнении с эксперимен-

тальными исследованиями такой подход имеет б

î

льшую свободу

в выборе независимых параметров оптимизации.

В ходе расчетов использовали следующие данные об исследуемом

двигателе, необходимые для математической модели «ДИЗЕЛЬ-РК»:

геометрические параметры камеры сгорания, газовоздушных

патрубков и распылителя форсунки;

характеристики материалов деталей, образующих камеру сго-

рания, для обеспечения теплового баланса двигателя;

диаграммы «время — сечение» клапанов;

массивы других конструктивных и режимных параметров дви-

гателя.