Инженерный журнал: наука и инновации
# 3·2017 1
УДК 621.436 DOI 10.18698/2308-6033-2017-3-1594
Формирование требований к характеристике
впрыскивания высокооборотного дизеля
в целях снижения токсичности
© Н.С. Маластовский, Ф.Б. Барченко, Л.В. Грехов, А.С. Кулешов,
А.А. Денисов, Е.E. Старков
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Повышение экологичности — ключевой вопрос при создании и доводке современных
двигателей. В связи с этим проектирование топливной аппаратуры с учетом норм
эмиссии вредных веществ является актуальной задачей. В работе выполнено моде-
лирование рабочего процесса перспективного двигателя в целях формирования тре-
бований к параметрам топливоподачи. Поле независимых переменных включало сле-
дующие величины: диаметр и количество сопловых отверстий распылителя, угол
опережения впрыскивания топлива, относительную продолжительность первой
стадии впрыскивания, относительную скорость на первой стадии впрыскивания и
степень рециркуляции
отработавших газов. Исследование проведено применительно
к режимам работы, определяемым стандартом ISO 8178-4–2013 для оценки ток-
сичности судовых двигателей. На основании полученных результатов выработаны
рекомендации к профилю характеристик впрыскивания и предложен способ управ-
ления с использованием форсунки, имеющей дополнительное регулирующее сечение.
Ключевые слова
: оптимизация, рабочий процесс, токсичность, характеристика
впрыскивания, испытательные циклы, режимы работы, рециркуляция, отрабо-
тавшие газы, моделирование
Введение.
Важнейшим направлением развития современного
двигателестроения является обеспечение соответствия все более уже-
сточающимся экологическим нормам.
Для снижения токсичности создают топливную аппаратуру, поз-
воляющую управлять процессом сгорания. Это направление призна-
ется приоритетным в сравнении с использованием систем очистки
отработавших газов (ОГ) [1]. Особенно активно исследования ведут-
ся применительно к топливной аппаратуре аккумуляторного типа
(Common Rail) [2].
Управление процессом топливоподачи включает не только уве-
личение максимального давления впрыскивания (на сегодня удалось
достичь уровня 400 МПа [3]), но и профилирование характеристики
впрыскивания. Это особенно актуально для средне- и высокооборот-
ных дизелей тепловозного и судового назначения, циклы экологиче-
ских испытаний которых состоят в основном из режимов средней
и полной нагрузки (рис. 1). Продолжительность топливоподачи на
этих режимах позволяет профилировать характеристику впрыскива-
ния в широком диапазоне.