Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

С.С. Гаврюшин, В.А. Годзиковский, М.В. Смирнов

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017

существует проблема разветвления силы веса. Если пятно контакта

больше, чем размер датчика, только часть силы проходит через дат-

чик, т. е. измеряется, а оставшаяся часть проходит через окружающее

датчик покрытие, т. е. не измеряется. Это служит источником систе-

матической составляющей погрешности. Для решения данной про-

блемы необходимо учитывать коэффициент разветвления силы, по-

казывающий, какая часть силы идет через датчик, а какая — в обход.

Данный коэффициент зависит от температуры. При более низких

температурах асфальт тверже, чем при высоких, соответственно на

датчик приходится большая нагрузка, из-за этого изменяется та часть

нагрузки, на которой основано определение веса.

Согласно Приказу МВД от 20.01.2015 г. № 32, погрешность изме-

рения осевой нагрузки не должна превышать 2 % при скорости авто-

мобиля 40 км/ч и 10 % при 140 км/ч. Соответственно, чтобы спроекти-

ровать датчик, отвечающий требованиям МВД, необходимо провести

расчеты.

В ходе расчетов были получены напряжения по Мизесу для всех

датчиков и рассчитан коэффициент разветвления силы. Сводная таб-

лица (табл. 3) напряжений в зоне датчика показывает, что из выбран-

ных трех вариантов датчиков наибольшие напряжения в дорожном

покрытии, чаша прогиба и коэффициент разветвления силы возника-

ют при введении датчика размером 60×60, т. е. в виде узкой полосы.

Таблица 3

Сводная таблица напряжений

Вид датчика

Максимальная ча-

ша прогиба, мм

Максимальное

напряжение

по Мизесу, МПа

Коэффициент

разветвления силы

Датчик 60×60

1,21

2, 86

0,7

Датчик 100×30

1,19

2,78

0,5

Датчик 300×40

1,12

2,77

0,01

По результатам исследования однозначно ответить на вопрос, ка-

кой датчик вносит меньшие напряжения, невозможно, так как полу-

ченные значения максимальных напряжений оказались одного по-

рядка, примерно равны между собой.

Выводы.

1.

Расчет НДС дорожного покрытия в зоне датчика веса необхо-

дим для увеличения срока службы дорожного покрытия.

2.

При расчете в ANSYS датчика, установленного в дорожном

покрытии, целесообразно применять методы виртуального датчика

и склеивания слоев.