Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017 1
УДК 62.625.72 DOI 10.18698/2308-6033-2017-01-1577
Особенности проектирования дорожной одежды
в зоне размещения датчика веса
© С.С. Гаврюшин
1
, В.А. Годзиковский
2
, М.В. Смирнов
1
¹МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ЗАО «ВИК «Тензо-М», Московская обл., пос. Красково, 140050, Россия
В целях предотвращения разрушения и увеличения прочности дорожного покрытия в
зоне размещения датчика веса проведен расчет дорожного покрытия. Для автомати-
зации расчета разработана программа, взаимодействующая с CAE-комплексом
системы ANSYS. С помощью данной программы рассмотрены три различных конфи-
гурации датчиков веса и один тип дорожной одежды — покрытия. Расчет проведен
при разных температурах окружающей среды. Получены распределение напряжений
в дорожном покрытии, зоны перенапряжений, коэффициент разветвления силы. Раз-
работанная программа позволяет моделировать произвольные конфигурации дорож-
ного покрытия, датчика, колеса автомобиля.
Ключевые слова
:
автоматизация, дорожная одежда, прочность, датчик веса, ко-
эффициент разветвления силы, ANSYS
Введение.
В связи с увеличением интенсивности дорожного дви-
жения, повышением нагрузок на оси и перегрузки автомобилей сверх
нормативов ускоренное разрушение дорожных покрытий и снижение
безопасности движения стали проблемой для всех стран, в том числе
и для России. Необходим контроль нагрузок на оси колес и общего ве-
са автомобиля. Для проведения контроля применяют весы поосного
взвешивания.
Однако весы при внедрении в дорожное покрытие изменяют его
напряженно-деформированное состояние (НДС) и снижают проч-
ность по сравнению со штатным режимом (простой проезд автомо-
биля) и, если не принять специальных конструктивных мер, могут
также ускорить разрушение примыкающих участков дорожного по-
крытия.
В настоящей работе рассмотрено взаимодействие весов для поос-
ного взвешивания автомобилей с дорожным покрытием. Исследова-
ны нежесткие дорожные покрытия из асфальтобетона, которых пока
в России большинство.
Дискуссии, какое покрытие лучше — нежесткое асфальтобетонное
или жесткое цементобетонное, продолжаются и в настоящее время. По
данным ФКУ «Росдортехнологии», доля цементобетонных дорог в
России составляет 2 % [1]. Поэтому актуальной задачей является ис-
следование установки датчиков в нежесткое дорожное покрытие.
Исследования проводили для одного варианта конструкции мно-
гослойного нежесткого покрытия и трех профилей поперечного сече-
ния датчика.