Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016 1
УДК 629.365 DOI 10.18698/2308-6033-2016-12-1563
Оценка тепловой нагруженности элементов системы
подрессоривания гусеничной машины
Е.Б. Сарач, А.А. Ципилев, О.А. Наказной
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы вопросы тепловой нагруженности систем подрессоривания транс-
портных средств в рамках динамики движения машины и плавности ее хода, по-
скольку высокая теплонагруженность пневмогидравлических устройств влечет за
собой риск выхода из строя системы подрессоривания вследствие разрушения или
быстрого износа уплотнений. Дано обоснование использованию имитационного
математического моделирования в целях возможно более точной оценки тепловой
напряженности. Приведены результаты натурных испытаний гусеничной маши-
ны промежуточной весовой категории и имитационного моделирования движения
машины по аналогичным гармоническим неровностям. Показана высокая адекват-
ность математической модели. Представлены рекомендации по снижению теп-
ловой нагруженности системы подрессоривания исследуемой гусеничной машины
.
Ключевые слова:
транспортные машины, пневмогидравлические рессоры, систе-
ма подрессоривания, эксперимент, плавность хода, теплонагруженность, метод
конечных разностей Шмидта, Simulink, Simscape, SimHydraulics.
Введение.
При исследовании систем подрессоривания путем
имитационного математического моделирования, как правило, воз-
никает необходимость сравнения результатов натурных испытаний и
вычислительного эксперимента при работе пневмогидравлической
системы подрессоривания (ПГСП) в составе машины [1–6]. Необхо-
димость такой оценки вызвана в первую очередь различиями в усло-
виях нагружения пневмогидравлических рессор (ПГР) при испытани-
ях на стенде и при движении транспортного средства по случайному
или гармоническому профилю дороги. Сравнительные исследования
подобного рода являются не только существенно более трудоемкими
по сравнению со стендовыми испытаниями, но и предъявляют более
высокие требования к системам регистрации и сбора значений изме-
ряемых параметров. Тем не менее именно натурные эксперименты
позволяют в полной мере оценить адекватность математической мо-
дели и установить точные величины погрешностей имитационного
моделирования.
Описание математической модели и экспериментального ис-
следования машины с ПГСП.
В качестве имитационной математи-
ческой модели движения гусеничной машины (ГМ) была использо-
вана математическая модель, разработанная в МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана [7, 8]. Для описания поведения ПГСП на базе описанной в рабо-
тах [9, 10] математической модели разработали имитационную мате-