Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2016 1
УДК
629.7.78
DOI 10.18698/2308-6033-2016-09-1536
К задаче о разделении движений
в динамике систем гиростабилизации
© Л. К. Кузьмина
Казанский авиационный институт (КНИТУ — КАИ), Казань, 420015, Россия
Развиваются понятия и методы классической теории устойчивости с обоб-
щением принципа сведения для общего качественного анализа применительно к
проблемам моделирования в динамике систем стабилизации, ориентации и
управления. На основе развиваемого универсального подхода с комбинированием
идеологии теории устойчивости А.М. Ляпунова и асимптотических методов
теории возмущений предложена исходная постановка, позволяющая сводить
решение задач моделирования и анализа динамики многомасштабных систем к
регулярной схеме с декомпозицией системы. Приведены систематические
процедуры для построения эквивалентных упрощенных систем в качестве систем
сравнения. При этом в качестве порождающей системы и порождающего решения
приняты укороченная (нелинейная по совокупности всех введенных переменных)
система и ее решение. В отличие от традиционных подходов порождающая система
сингулярно возмущенная, порождающее решение невырожденное. Применительно к
задачам динамики механико-математических моделей для систем стабилизации,
ориентации и управления с учетом их характерных структурных особенностей
сконструирован алгоритм с использованием упрощенных моделей в качестве
расчетных. Применяемая авторская методика, основанная на развитии идей
Н.Г. Четаева и В.В. Румянцева, позволяет по разработанной схеме в рамках
поставленной динамической задачи выделять в движении системы разнотемповые
составляющие, разделять параметры и переменные в исходной системе на
существенные и несущественные, выявлять «несущественные» степени свободы с
последующим переходом к корректной укороченной модели (идеализированной в
соответствующем смысле), с выяснением влияния отброшенных «неидеальностей» на
динамические свойства. Решены задачи построения оптимальной механико-
математической модели, о минимальной модели (по Н.Н. Моисееву). Полученные
результаты доведены до инженерного уровня. Приведены примеры для расчетных
моделей систем гиростабилизации с выделением различных подклассов стабили-
зируемых объектов (малых спутников, больших космических станций) с
возможностью разделения движений в динамике систем стабилизации и управления,
многоосных систем, для случаев малых и больших стабилизируемых объектов.
Применение фундаментальных теоретических результатов в инженерных задачах
систем гиростабилизации позволит получить новые решения для приложений в
задачах стабилизации, ориентации и управления, с возможностью разделения каналов
стабилизации и управления в нелинейной постановке.
Ключевые слова:
системы гиростабилизации, многомасштабные системы, де-
композиция, методы А.М. Ляпунова.
Введение.
Настоящий научно-исследовательский проект посвя-
щен развитию и обоснованию приближенных методов в точном
анализе динамики сложных междисциплинарных систем, с их