Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2016
тры, конструкторские бюро предприятий, компании заказчиков, по-
ставщиков, партнеров, эксплуатационщиков и ремонтников, т. е. объ-
единяет участников всех этапов ЖЦИ. Пример такого ВП приведен
в таблице, где приняты следующие обозначения: БКС — базовая кон-
трольная структура; ТТ — технические требования; PMI (Product
Manufacturing Information) — технические условия; LSA — анализ ло-
гистической поддержки; LSAR — база данных (БД) с результатами
анализа логистической поддержки; ТС — технологический состав;
ТС с ЛКН — ТС с отображенными на нем логистическими контроль-
ными номерами; ТО — техническое обслуживание; ТР — текущий
ремонт; СР — средний ремонт; КР — капитальный ремонт; ТТХ —
тактико-технические характеристики; УП — управляющая програм-
ма; BPMS (Business Process Management System) — система управле-
ния бизнес-процессами; PDM (Product Data Management) — управле-
ние данными об изделии.
Однако нельзя рассматривать ВП как обычную сложную техни-
ческую систему, объединяющую другие системы и компоненты,
например машины и сложные агрегаты. Характерная особенность ВП
заключается в постоянной адаптации к изменениям, позволяющей
получить результат, не являющийся суммой результатов отдельных
компонентов, что уподобляет ВП единому живому организму.
Взаимодействие между членами ВП происходит в цифровом ре-
жиме (в бизнес-изданиях укрепился термин «со скоростью света»).
Именно информационные технологии играют определяющую роль
в поддержании слаженной и эффективной работы ВП, а также в до-
стижении его стратегических целей и решении тактических задач.
В то же время новые возможности информационных технологий по-
рождают новые проблемы. Значительная часть этих проблем связана
с отсутствием общепринятых методов комплексной формализации
процессов, данных, структуры сложных систем, что неизбежно обу-
словливает трудности управления IT-инфраструктурой, изначально
состоящей из разнородных и несовместимых между собой компью-
терных систем предприятий — участников ВП.
Эти трудности усугубляются в условиях постоянного роста орга-
низационной сложности ВП и необходимости быстрой адаптации ВП
и IT-инфраструктуры к новым условиям ведения бизнеса, к принима-
емым бизнесом инновационным решениям. С ростом ВП усложняет-
ся взаимодействие его участников, увеличиваются масштабы, что
приводит к возникновению новых проблем: управляемости, адапти-
руемости IT-инструментов к изменяющимся условиям и задачам,
сложности осуществления согласований и коммуникаций, а также
адекватности IT-инструментов меняющимся целям и интересам
стейкхолдеров (заказчиков и представителей бизнеса). При этом для
IT-инфра-структуры, разрастающейся и усложняющейся с расшире-
нием ВП, требуются новые затраты, которые перестают себя оправ-
дывать.