Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2016 1
УДК 62.50:681.51 DOI 10.18698/2308-6033-2016-06-1500
Организация виртуального предприятия
по управлению и поддержке жизненного цикла изделия.
Принципы, задачи, технологии
© Е.И. Кузин
1
, В.Е. Кузин
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ОАО «Силовые машины», Санкт-Петербург, 195009, Россия
Рассмотрены основные принципы создания виртуального предприятия по управле-
нию и поддержке жизненного цикла изделий
(
ПЖЦИ
)
высокой технической слож-
ности, а также цели и задачи архитектуры виртуального предприятия, обеспечи-
вающего ПЖЦИ. Приведены основные проблемы, возникающие при использовании
существующих подходов к моделированию архитектуры предприятия. Предложен
декларативный подход к описанию архитектуры виртуального предприятия по
ПЖЦИ, основанный на использовании логики предикатов первого порядка и лямб-
да-исчисления, обеспечивающий автоматическую проверку корректности модели,
соответствие стратегическим целям, а также гибкость и адаптивность.
Ключевые слова
: у
правление поддержкой жизненного цикла изделий, PLM, архи-
тектура предприятий, управление бизнес-процессами, единое информационное
пространство.
Введение.
Многие полагают, что достаточно закупить современ-
ную многофункциональную систему PLM (Product Lifecycle Man-
agement), и после выполнения рутинных процедур по ее развертыва-
нию IT-специалистами, а также освоения инженерами, проблемы
создания наукоемких изделий будут решены. Однако такая точка
зрения является глубоким заблуждением.
Внедрение системы PLM является следствием кардинального пе-
ресмотра стратегии предприятия по ведению своего бизнеса и спосо-
ба зарабатывать деньги. На смену традиционной бизнес-модели,
в соответствии с которой предприятие продает свою продукцию
конечному потребителю, приходит сервис-ориентированная бизнес-
модель, предполагающая продажу бесперебойного «функционирова-
ния изделия» конечному потребителю. Для реализации такой бизнес-
модели требуется создать систему поддержки жизненного цикла из-
делия (ПЖЦИ), обеспечивающую в результате управление стоимо-
стью ЖЦИ [1, 2].
Для построения системы ПЖЦИ необходимо следующее.
1. Для всех предприятий, вовлеченных в ПЖЦИ, разработать описа-
ние бизнес-процессов, информационных потоков, структуру взаимо-
действия всех участников бизнес-процессов, структуру прикладных
систем и др., проанализировать функциональность, устранить избы-
точность и неэффективность, поскольку «переносить» плохо органи-