Поддержка жизненного цикла сложных технических систем…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5
2016
3
возможности современных систем PLM по управлению бизнес-про-
цессами остаются на уровне систем конца ХХ в. Кроме того, даже
в последних версиях BPMN возможность описания состояния объек-
тов, участвующих в выполнении процесса, как и возможность уста-
новления зависимости хода выполнения процесса от состояний таких
объектов, осталась нереализованной.
Таким образом, возможности системы PLM в управлении бизнес-
процессами крайне ограничены, а технология Workflow ориентиро-
вана только на достаточно простые, строго регламентированные,
предопределенные, повторяющиеся бизнес-процессы. Для описания
реальных сложных бизнес-процессов ВП возможностей технологии
Workflow недостаточно. Характерным примером может быть процесс
согласования конструкторской документации, включающий в себя
проверку на технологичность. Заранее предопределенная последова-
тельность в этом случае исключена, поскольку в результате замеча-
ний технологов может возникнуть кардинально противоположное
конструкторское решение. Число циклов, последовательность дей-
ствий в цепочках определяются исключительно по ходу реализации
процесса. Хотя существуют «контрольные» точки, которые могут
служить своеобразными «границами» заданий Workflow. Но такие
задания имеют очень высокий уровень (эскизный проект, техниче-
ский и рабочий проекты).
Поставщики систем PLM утверждают, что созданием исполняе-
мой модели бизнес-процессов могут заниматься непосредственно
инженеры и технологи благодаря простоте технологии Workflow, ко-
торая предполагает алгоритмическое описание бизнес-процессов
в виде диаграмм. При этом построенное в виде диаграмм представле-
ние в дальнейшем не требует кодирования и готово к исполнению.
Поставщики систем PLM предлагают приобрести библиотеку шабло-
нов отраслевых решений, в которых обобщен оптимальный опыт соз-
дания типовых бизнес-процессов (инженерных, технологических,
производственных). Однако проблема состоит в том, что почти гото-
вые (на 90 %) процессы, созданные инженерами, или идеальные про-
цессы «наилучшей практики», в дальнейшем необходимо адаптиро-
вать к конкретным реальным условиям с учетом множества деталей.
Такая настройка требует для оставшейся работы 90 % времени, необ-
ходимого для согласования окончательной версии бизнес-процесса,
уточнения конкретных деталей, касающихся данных, дополнительно-
го кодирования для получения требуемой информации от других
приложений, используемых на предприятии. Это довольно продол-
жительная и трудоемкая работа, а полученный в результате бизнес-
процесс бывает трудно использовать.
На практике события не происходят строго последовательно,
в заранее предопределенном порядке, многие действия выполняются