Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5
2016
Управление данными в едином информационном пространстве на
протяжении всех этапов ЖЦИ, а также управление бизнес-процессами
ВП осуществляется системой PLM (Product Lifecycle Management).
В настоящее время следует признать, что реальная функциональность
систем PLM как интегрированной совокупности автоматизированных
систем охватывает лишь этап конструкторско-технологической подго-
товки производства изделия (далеко не в полной мере). Этап произ-
водства изделия, на котором требуется решение задач объемно-
календарного и оперативно-календарного планирования, балансировки
производственных мощностей, оптимизации поставок материалов и
комплектующих, а также складских запасов, поддерживается специа-
лизированными информационными системами ERP и MES. Этап экс-
плуатации, на котором важное значение имеет учет фактических тех-
нических характеристик изделия, его технического обслуживания и
ремонта, управление надежностью изделия, также требует применения
специализированного программного обеспечения, в зависимости от
реализуемой методологии эксплуатации и обслуживания изделия [1].
Управление бизнес-процессами с применением современных сис-
тем PLM основано на технологии Workflow. В этих системах реализо-
ван стандарт управления потоками работ WRM (Workflow Reference
Model), разработанный и опубликованный коалицией Workflow
Management Coalition в 1995 г. [3]. В основе данного стандарта лежит
аппарат сетей Петри, что определяет границы его применения, в част-
ности WRM не позволяет:
описывать взаимодействие между параллельно выполняющи-
мися процессами;
создавать иерархические модели процессов;
описывать обработку исключительных ситуаций (эскалировать
проблемы);
описывать состояния объектов, в которых протекает процесс,
а также зависимость хода выполнения процесса от состояний объектов.
Это лишь главные ограничения стандарта WRM. Со времени
публикации стандарта прошло уже более 20 лет, был накоплен зна-
чительный опыт по описанию и реализации бизнес-процессов, отра-
женный в стандарте BPMN (Business Process Management Notation)
консорциума Object Management Group [4, 5]. В этом стандарте воз-
можности сетей Петри расширены за счет включения грамматичес-
ких конструкций, позволяющих описывать:
взаимодействие между параллельно выполняющимися процес-
сами;
иерархически организованные процессы;
обработку исключительных ситуаций.
Однако эти дополнительные возможности не вошли ни в одну из
поставляемых платформ PLM. Поэтому можно констатировать, что