Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5
2016
делирования с использованием формальных нотаций, программного
обеспечения моделирования, имитации, мониторинга и анализа, воз-
можность динамического перестроения моделей бизнес-процессов
участниками и средствами программных систем (IT Gloss). В настоящее
время существуют два подхода к описанию бизнес-процессов, которые
нашли свое выражение в двух стандартах BPMN (Business Process Mana-
gement Notation) и CMMN (Case Management Model Notation).
Стандарт BPMN, реализующий
императивный подход
(описание
бизнес-процесса в виде алгоритма), предназначен для описания ре-
гламентированных, повторяющихся бизнес-процессов. Для автомати-
зации таких бизнес-процессов разработаны и поставляются системы
управления BPMS (Business Process Management System). Предпола-
гается, что внедрение систем BPMS должно обеспечить достижение
следующих целей:
скорости — сокращения времени выполнения бизнес-процес-
сов за счет стандартизации регламентации и автоматизации его ша-
гов и введения временных ограничений для их исполнения;
качества — за счет прозрачности бизнес-процессов для всех
участников, регламентации и средств мониторинга, обеспечиваемых
соблюдением всех предусмотренных правил;
управления на основе показателей — выполнение бизнес-про-
цессов может контролироваться через наборы процессных показате-
лей, отражающих затраты на бизнес-процесс, время выполнения и
загрузку ресурсов, что облегчает анализ и оптимизацию бизнес-про-
цесса на основе реальных значений показателей.
Однако доля таких регламентированных, повторяющихся бизнес-
процессов на производственных предприятиях невелика. Большая
часть бизнес-процессов — это сложноструктурированные, гибкие,
адаптивные процессы с заранее неизвестной последовательностью
действий, зависящей от меняющихся обстоятельств и решения чело-
века относительно конкретной ситуации. Для описания таких бизнес-
процессов ACM (Adaptive Case Management) разработан стандарт
CMMN, реализующий
декларативный подход
. Если сравнивать эти
два подхода, то можно сказать, что подход BPMN предписывает, как
надо делать, в то время как подход CMMN описывает, что надо сде-
лать, а способ выполнения динамически выстраивается в процессе
выполнения. Другими словами, в центре BPMN-процессов находится
предопределенная последовательность действий, а информация
представлена в крайне ограниченном виде, в то время как в центре
CMMN-процессов находится информация (данные о состоянии раз-
личных объектов), а действия выстраиваются динамически в зависи-
мости от информации о ситуации. В реальности регламентированные
бизнес-процессы могут включать в себя фрагменты, которые отно-
сятся к нерегламентированным процессам, и наоборот.