Поддержка жизненного цикла сложных технических систем…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5
2016
1
УДК 621.791:658.52.011 DOI 10.18698/2308-6033-2016-05-1499
Поддержка жизненного цикла
сложных технических систем: анализ декларативного
и императивного подходов к моделированию
поведения виртуальных предприятий
© Е.И. Кузин
1
, В.Е. Кузин
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ОАО «Силовые Машины», Санкт-Петербург, 195009, Россия
Рассмотрены проблемы реализации бизнес-процессов виртуального предприятия
по управлению и поддержке жизненного цикла изделий высокой технической
сложности
(
ПЖЦИ
)
на базе системы PLM. Проанализированы особенности ре-
альных бизнес-процессов предприятий, обеспечивающих ПЖЦИ. Приведены импе-
ративный и декларативный подходы к описанию бизнес-процессов ПЖЦИ и проб-
лемы использования технологии управления потоком работ (Workflow) для их реа-
лизации. Предложена методология описания бизнес-системы, в которой описание
процессных и структурных свойств осуществляется единообразно на основе фор-
мального аппарата логики предикатов первого порядка и лямбда-исчисления.
Ключевые слова
: у
правление поддержкой жизненного цикла изделий, PLM, вирту-
альное предприятие, управление бизнес-процессами, технологии управления пото-
ком работ (Workflow), декларативный и императивный подходы.
Введение.
Предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию
высокой технической сложности с длительным циклом разработки,
производства и эксплуатации, часто переходят от традиционной биз-
нес-модели, в соответствии с которой предприятие продает свою про-
дукцию конечному потребителю, к сервис-ориентированной бизнес-
модели, предполагающей продажу бесперебойного «функционирова-
ния изделия» конечному потребителю. Реализация такой бизнес-
модели требует создания системы поддержки жизненного цикла изде-
лий (ПЖЦИ), обеспечивающей управление стоимостью ЖЦИ [1, 2].
В создании, эксплуатации и ремонте наукоемкой продукции при-
нимает участие множество больших и малых предприятий, объеди-
ненных в виртуальное предприятие (ВП) [1], представляющее собой
сложную, динамичную, открытую бизнес-систему, объединяющую
юридически независимые предприятия и формирующую единую ор-
ганизационно-технологическую и информационную среду за счет
временного объединения ресурсов различных предприятий. Взаимо-
действие между членами ВП происходит в цифровом режиме. Опре-
деляющая роль в поддержании слаженной и эффективной работы
ВП, а также в достижении его стратегических целей и решении так-
тических задач принадлежит информационным технологиям.