Инженерный журнал: наука и инновации
# 3
2016 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-03-1474
Анализ текущего состояния процесса контроля
при управлении полетом космических аппаратов
© С.В. Соловьев
1
, Н.В. Мишурова
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, Королёв, 141071, Россия
Рассмотрена существующая методика контроля при управлении полетом косми-
ческих аппаратов. Исследована возможность использования интеллектуальных
программ для алгоритмизированного анализа вероятности возникновения не-
штатной ситуации.
Приведен общий алгоритм обработки телеметрической ин-
формации (ТМИ) для исключения сбоев, проанализировано использование различ-
ных форматов отображения. Выявлено, что для наилучшего восприятия инфор-
мации и качественного вторичного (алгоритмизированного) анализа ТМИ,
представленной на форматах контроля, они должны быть унифицированы по
способу представления информации. Предложены четыре основных вида пред-
ставления ТМИ. Выделены требования правильного структурирования важнейших
составляющих при контроле динамического процесса КА. В статье обоснована необ-
ходимость прогнозирования располагаемого ресурса КА, деградации характеристик
служебных систем.
Ключевые слова:
телеметрическая информация, нештатная ситуация, управле-
ние полетом, тарирование.
Введение.
Управление
полетом современного космического аппа-
рата (КА) — сложный технологический процесс, который направлен
на достижение целей полета [1]. Основной целью является выполне-
ние программы полета, при этом решаются следующие задачи:
— обеспечение деятельности экипажа для пилотируемых косми-
ческих кораблей (ПКК);
— работа полезной нагрузки (ПН) и бортовых систем (БС) КА;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— выполнение практических целевых задач;
— выполнение технологических целевых задач и др.
Контроль в процессе управления полетом КА играет роль обратной
связи, с помощью которой определяют состояние и функционирование
КА [2], процесс выполнения программы полета и запланированных
полетных операций, корректность реагирования на принятые управля-
ющие воздействия и др.
При осуществлении контроля важная роль отводится анализу
телеметрической информации (ТМИ) [3, 4]. Анализ ТМИ начинается со
сбора исходных данных со стартового комплекса — от момента
включения КА и далее непрерывно на протяжении всего полета.