Анализ текущего состояния процесса контроля при управлении полетом…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3
2016 11
выданы оперативно во время сеанса связи с КА или по окончании. Они
иногда составляются после совместной работы со специалистами-
разработчиками систем. В этом случае выработка рекомендации
зависит от резервного времени (т. е. времени до наступления крити-
ческого состояния). После выдачи рекомендации принимаются решения
по дальнейшей работе КА, а при необходимости корректируется
текущий план работ.
Восстановление работоспособности бортовой системы или КА в
целом при единичной неисправности происходит после включения
резервного прибора, устройства или переходом на резервный прибор
или функциональный режим. Это осуществляется либо автоматически,
программными средствами БКУ, либо с помощью команд, выдаваемых
НКУ, либо экипажем для ПКК. Комплексная неисправность практи-
чески всегда приводит к отключению ПН или НА КА и изменению
программы полета.
Ограниченные возможности контроля КА в полете (в частности,
невозможность проведения в каждый момент времени всеобъемлющего
тестового контроля систем) сводят анализ ТМИ к функциональному
диагностированию — определению правильности функционирования
БС КА или контролю их работоспособности в текущем полетном
режиме (оперативный контроль в реальном времени) с последующей
оценкой их способности к функционированию в других режимах.
Текущее состояние контроля при управлении полетом имеет ряд
направлений для развития и улучшения процесса контроля. Для
первичного анализа ТМИ возможным направлением развития является
уменьшение количества сбойной ТМИ для ПКК и дальнейшее развитие
форматов контроля ТМИ.
Для первичного анализа важным направлением развития является
дальнейшее улучшение форматов отображения. Это и информативность
каждого формата, и легкий доступ к работе взаимовлияющих систем.
Форматы оценки общего состояния КА должны быть более нагляд-
ными, емкими и информативными.
Прогнозирование располагаемого ресурса КА, его расход и
деградация характеристик служебных систем являются важным
направлением развития вторичного анализа. Это своего рода эволюция
целого ряда методик, так как включает в себя обширное количество
одновременно контролируемых процессов и параметров.
Для алгоритмизированного анализа ТМИ текущее состояние
контроля показывает существующую зависимость правильности и
однозначности выданной рекомендации от специалиста группы
контроля. Это видно и по форматам отображения, направленным в
первую очередь на понимание и восприятие контроля состояния КА, и
по логике, применяемой для нахождения отклонения от нормы.