Анализ текущего состояния процесса контроля при управлении полетом…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3
2016 9
Значение выходных параметров ПН или НА определяется как
бортовыми средствами контроля, так и наземными станциями
контроля.
В общем случае анализ ТМИ представляет собой процесс оценки
значений и состояний группы логически связанных ТМ параметров
отдельного оборудования КА до возникновения в нем неисправности,
на момент ее возникновения, при неисправности и после ее устранения.
При проведении анализа в обязательном порядке оценивают состояние
систем электропитания и терморегулирования как возможных
инициаторов возникновения неисправности.
Техническое состояние КА анализируют в следующих случаях:
— если зарегистрирован выход из штатного состояния или
диапазона допустимых значений хотя бы одного из контролируемых
параметров;
— если зарегистрирован непредусмотренный программой переход
на резервные комплекты оборудования, алгоритмы управления;
— при поступлении сообщения о несоответствии выходных
параметров ПН, бортовой аппаратуры служебного канала управления
(СКУ) или вычислительных средств БКУ требуемым значениям.
Цель анализа заключается в идентификации неисправности;
определении фактической или возможной причины, вызвавшей
неисправность; оценке влияния последствий неисправности на
дальнейшую программу полета КА и при необходимости выработке
рекомендаций по дальнейшей работе.
В общем виде контроль состоит в определении фактических
значений контролируемых параметров, сравнении их с допустимыми
или ожидаемыми и определении (прогнозировании) изменений их
значений, выработки заключения о результатах контроля и в случае
установления отклонений от нормы — определение их причины.
Сложность и трудоемкость выполнения функции контроля сущест-
венно зависит от количества контролируемых параметров. Для совре-
менных КА количество телеметрических параметров составляет
3000–10 000, а для международной космической станции (МКС) —
50 000.
Контроль полета КА осуществляется НКУ, БКУ, а также в случае
управления полетом ПКК экипажем на борту.
Возможности и роль БКУ КА в выполнении этой функции
постоянно возрастают. При проектировании БКУ КА закладывается
функциональная возможность анализировать часть параметров
оперативно и частично принимать меры по парированию отказа в
случае его появления. На НКУ в этом случае передают и результат
контроля в виде обобщенного параметра «норма» или «не норма»
(в последнем случае — с сопутствующей информацией, детали-
зирующей состояние параметров, необходимых для анализа
возникшей ситуации).