Л.Н. Лысенко
2
различными авторами. В частности, в ряде случаев вводится допол-
нительный подкласс «легкие спутники» (массой 500…1000 кг), а к
мини-спутникам (малым спутникам) относят только КА массой
100…500 кг. Более того, представители группы компаний «Спут-
никс» полагают, что к мини-спутникам следует относить исключи-
тельно КА, масса которых менее 150 кг. Суть, однако, от подобной
терминологической «вольницы» не меняется. Концепция создания
МКА изначально заключалась в реализации новой идеологии разра-
ботки и использования КА, принципиально отличной от традицион-
ной, ранее существовавшей. Она заключается в значительном сниже-
нии стоимости и сроков изготовления (за счет отказа от универсали-
зации и повышенной надежности), а также стоимости и возможного
сокращения времени выведения КА на орбиту, например за счет ис-
пользования легких носителей, в частности конверсионных либо
утилизируемых боевых межконтинентальных баллистических ракет
(МБР), а также применения схем сопутствующего выведения при
профильных запусках одной ракетой-носителем (РН) основных по
назначению (тяжелых) КА.
Возможность создания такого типа МКА обусловило развитие
электроники и вычислительной техники, гарантировавшее реализа-
цию принципа микроминиатюризации, и, кроме того, стремление к
коммерциализации космической деятельности, являвшейся на
начальной ее стадии исключительно прерогативой государственных
структур и организаций.
Действительно, разработку и производство МКА в принципе спо-
собны осуществить не только крупные аэрокосмические концерны,
пользующиеся значительной государственной поддержкой, но и
сравнительно небольшие частные компании, стремящиеся не только
к получению государственных заказов на разработку комплектую-
щих, но и нацеленные на формирование полного пакета услуг по со-
зданию, поддержке, управлению, запуску и страхованию МКА, а
также обучению и подготовке национальных кадров развивающихся
государств, желающих самостоятельно осваивать космос. Таким об-
разом, следует констатировать, что первоначально микроминиатюри-
зация космической техники преследовала прежде всего коммерче-
ские интересы.
По истечении определенного времени обнаружилось, что число
частных западных компаний, действующих на этом сегменте рынка,
крайне ограниченно. Без значительной государственной поддержки
развитие этого направления оказалось достаточно проблематичным.
Следует отметить, что в СССР в тот период времени частного секто-
ра экономики, заинтересованного и способного к соответствующей
деятельности, не существовало.