Проблемы и перспективы реализации политики импортозамещения при формировании производственной кооперации по применению композиционных материалов в отечественном гражданском авиастроении на примере ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" - page 7

Проблемы и перспективы реализации политики импортозамещения…
7
его составные части), створки шасси, панели крыльев, лонжерон, пла-
нер и т. д.
Главной особенностью создания конструкции из КМ, в отличие
от традиционного использования металлов, является то, что процесс
проектирования изделия начинается с создания самого материала.
При этом свойства материала формируются в процессе производства
конкретной конструкции. Таким образом, конструирование материа-
ла, проектирование самой конструкции и разработка технологическо-
го процесса изготовления — это единый взаимосвязанный процесс, в
котором каждая из составляющих дополняет и определяет другие.
В итоге проектирование и производство композитных конструкций
становится достаточно сложным и затратным процессом, требующим
немалые инвестиции для получения реального положительного эф-
фекта от их внедрения. Например, в США большое количество инно-
вационных фирм в поисках нового подхода в авиастроении развивали
научно-технологическую платформу за счет корпоративных субси-
дий, правительственных грантов и венчурного капитала. Прави-
тельство США запустило широкую программу развития транспорта,
что стало толчком в появлении, в частности, предкрылок из эпоксид-
но-бороволокнистого пластика в военно-транспортном самолете
Lockheed C-5A/C Galaxy. Компании McDonnell Douglas, Boeing и
Lockheed на протяжении десятилетий получали финансирование на
программы внедрения композиционных материалов от NASA, что
сыграло одну из ключевых ролей в производстве хвостового опере-
ния гражданских самолетов [11].
Имеющийся международный опыт в освоении композиционных
материалов в авиастроении показывает необходимость кооперации
множества предприятий и даже государства для успешного освоения
технологии в промышленном производстве. Такие комплексные за-
дачи авиастроительным компаниям России в условиях их невысокой
конкурентоспособности на мировом рынке решать достаточно слож-
но. ОАО «Компания «Сухой» как производитель преимущественно
военных самолетов имеет значительный опыт в применении в своей
продукции инновационных материалов и других инновационных ре-
шений, а также достаточно прочное финансовое положение для даль-
нейшей реализации таких программ. ОАО «Туполев», в свою оче-
редь, десятилетиями занимается производством как гражданских, так
и военных самолетов, а значит, умеет применять военные разработки
в сфере гражданской авиации.
Непосредственно концепция нового авиалайнера, предлагаемая к
разработке для потенциальной новой интегрированной структуры,
основывается на широком применении КМ в конструкции самолета с
целью снижения его массы и расхода топлива, увеличения срока
службы, а также улучшения летных характеристик. В табл. 3 приве-
дены основные узлы ST-1, те композиты, из которых они выполнены,
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook