А.Н. Вержбицкий, М.Г. Лахтюхов
18
анта системы — подача смазочного материала к трущимся парам
обеспечивается только при вращении ведущего и ведомого валов с
разными угловыми скоростями, т. е. когда это действительно необхо-
димо. Следовательно, потери на привод масляного насоса оказыва-
ются минимальными. К недостаткам следует отнести небольшую по-
дачу смазочного материала, обусловленную малыми размерами насо-
са, и сложность организации очистки масла, поскольку фильтр может
быть поставлен только на линии всасывания.
Масляные насосы с зубчатыми колесами внутреннего зацепления
в производстве сложнее насосов с зубчатыми колесами наружного
зацепления.
Основное преимущество системы смазки под давлением — пода-
ча к трущимся парам большего количества очищенного масла.
К недостаткам следует отнести сложность и соответственно вы-
сокую стоимость системы смазки, увеличенные затраты мощности на
смазывание. Принудительная система смазки трущихся пар реализо-
вана в проходных мостах фирм Scania, Meritor, RABA и др.
Некоторые фирмы предлагают автопроизводителям ведущие мо-
сты в двух модификациях — с системой смазки межосевых диффе-
ренциалов под давлением и разбрызгиванием. В частности, подобный
подход реализован фирмой Meritor в ведущих мостах серий
MT-14X, RT-40 и т. д.
Благодаря применению электрического двигателя для привода
масляного насоса оказывается возможным снижение затрат мощно-
сти на привод насоса, поскольку можно осуществлять подачу масла к
трущимся парам в требуемом по условиям движения КМ объеме
именно тогда, когда это действительно необходимо. Масло может
очищаться как непрерывно, так и периодически. Однако такие систе-
мы смазки, являясь более сложными и дорогими, характеризуются
меньшей надежностью. Тем не менее в настоящее время ведется про-
работка систем смазки с приводом масляного насоса от автономного
электрического двигателя, что подтверждается появлением соответ-
ствующих патентов.
Заключение.
Следует отметить, что основные усилия разработ-
чиков ведущих мостов направлены на улучшение условий смазыва-
ния трущихся деталей, уменьшение потерь, связанных с перемеши-
ванием масла, снижение трудоемкости обслуживания главных пере-
дач. Тот факт, что ресурс ведущих мостов, как и других
трансмиссионных агрегатов, современных грузовых автомобилей
превышает 1 000 000 км, в немалой степени обязан достижениям в
области систем смазки.