1
УДК 629.113
Частичная оценка целесообразности применения
электрической трансмиссии быстроходных
гусеничных машин
© О.А. Наказной
1
, С.А. Харитонов
1
, В.А. Никитин
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Научно-исследовательский институт двигателей, Москва, 127055, Россия
Одно из преимуществ применения электромеханических передач в трансмиссиях
транспортных машин заключается в возможности рекуперации кинетической
энергии. Цель исследования — оценка возможности рекуперации кинетической
энергии в быстроходных гусеничных машинах для ее последующего преобразования
в движение. Предметом исследования является работа внешних и внутренних сил
сопротивления, на преодоление которых затрачивается эффективная мощность
двигателя при движении гусеничной машины. Выполнены расчеты рекуперируемой
энергии для конкретных условий и с учетом совокупности дорожно-грунтовых
условий.
Ключевые слова:
транспортная машина, электромеханическая передача, гусенич-
ная машина.
К числу преимуществ применения электромеханических передач в
трансмиссиях транспортных машин относится возможность рекупера-
ции кинетической энергии. Нашли практическое воплощение системы,
построенные на основе электромеханических трансмиссий для автомо-
билей, у которых предусмотрена возможность рекуперации энергии
торможения. Эти системы получили название гибридов, или комбини-
рованных энергетических установок. Однако оценка возможностей
быстроходных гусеничных машин рекуперировать кинетическую энер-
гию в целях ее последующего преобразования для движения не прово-
дилась. Существуют различные, даже диаметрально противополож-
ные, точки зрения об эффективности такой рекуперации, поэтому
данный вопрос остается открытым.
Основным предметом исследования являются внешние и внутрен-
ние силы сопротивления, на преодоление которых затрачивается эф-
фективная мощность двигателя при движении гусеничной машины. К
внешним силам относится сила сопротивления грунта, которая связана
с работой, затраченной на его деформирование. Под внутренними си-
лами сопротивлениями подразумеваются потери мощности в силовой
цепи: гусеничном движителе и затраты мощности на преодоление сил
сопротивления в механизмах и агрегатах трансмиссии.
Сопротивление грунта зависит от конструктивных параметров
гусеничного движителя, свойств грунта и скорости машины. На ос-